С начала пандемии в Атырауской области заболели коронавирусом 13150 человек, выздоровели 12067, умерли 96.
Пик заболеваемости пришелся на июль. Могильщики на кладбище, расположенном возле села Томарлы, признавались, что если раньше они копали по 4-5 могил в день, то в июле – по 15-20. Умирали в основном пожилые люди. Официальная статистика на тот момент утверждала, что от пандемии в Атырауской области умерло 13 человек.
В регионе один за другим сменялись санитарные врачи, в аптеки выстраивались огромные очереди за ставшими вмиг дефицитными лекарствами, в больницах не хватало коек, люди умирали от нехватки лекарств и кислородных аппаратов. Ситуация вышла из-под контроля. Отчаявшиеся атыраусцы опубликовали в соцсетях открытое письмо президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ с просьбой помочь с медикаментами и прислать врачей. Президент ответил в Twitter, что ознакомился с обращением представителей общественности и обещал помощь.
Постфактум область узнает, что в конце июня к нам поступала гуманитарная и спонсорская помощь из разных стран и от разных компаний. Выяснилось, что областное управление здравоохранения не распределило её вовремя. Когда сельские медики отчаянно искали и покупали из своего кармана средства индивидуальной защиты, несколько десятков тысяч защитных очков, масок, комбинезонов почти месяц пылились на складе облздрава.
Глава государства публично объявил выговор акиму Махамбету ДОСМУХАМБЕТОВУ и отправил в Атыраускую область правительственную комиссию. В июле, уже после президентского выговора, глава региона сообщил, что в Атыраускую область поставлены медикаменты на 220 млн тенге. В регион начала поступать помощь со всей страны. Однако Атырау продолжало лихорадить от нехватки лекарств и спекуляции. Лишь большими усилиями властям удалось взять под контроль цены в аптеках и распределение медикаментов.
В конце июля прокуратура и антикоррупционная служба начали расследование обстоятельств закупа ИВЛ-аппаратов акиматом Атырауской области: депутат мажилиса Азат ПЕРУАШЕВ заявил, что Минздрав требует от управления здравоохранения отказаться от покупки ИВЛ в Уральске и закупиться в Турции. Позже Минздрав заявил, что никакого отношения к закупке аппаратов ИВЛ не имеет – это вопрос областного уровня. Потом выяснилось, что это был приказ тогдашнего первого заместителя акима Атырауской области Нурлана ТАУБАЕВА, который сегодня ожидает суда по коррупционному преступлению. Областной акимат в свою очередь распространил пресс-релиз, в котором сообщил, что в данном случае речь идёт об экономии бюджетных средств.
Подводя итоги борьбы с первой волной инфекции, жители области с грустью констатировали, что тест на коронавирус наша власть провалила.
КАК ПОДГОТОВИЛИСЬ КО ВТОРОЙ ВОЛНЕ
Учитывая, что наша область имеет все шансы вновь стать «лидером» в стране по количеству заболевших КВИ, необходимо было основательно подготовиться ко второй волне. Неутешительные прогнозы сбылись довольно скоро – наша область первой вошла в «красную» зону. А власти подготовили данные о том, какие меры предприняты для защиты и лечения населения.
У нас 10 лабораторий, в которых можно сдать тест на коронавирус. Подготовлено 12 стационаров на 2080 койко-мест, в том числе 120 реанимационных. У медицинских учреждений имеется 12 аппаратов КТ, 4 МРТ, 27 рентген-аппаратов, 256 ИВЛ-аппаратов, 668 концентратов кислорода, 81 УЗИ-аппарат и 1460 пульсоксиметров. В областном перинатальном центре действует централизованная кислородная станция. Кислородные станции установлены также в областной больнице, областной больнице №2 (в Нурсае), в кардиоцентре, в новой модульной больнице. Есть кислородные станции в Индерском, Курмангазинском и Кызылкогинском районах, а также в модульной больнице в Кульсары. В настоящее время в поликлиниках области насчитывается более 200 тысяч препаратов против коронавирусной инфекции по 5 наименованиям. В стационарах хранится около 900 тысяч препаратов по 26 наименованиям. Заключен договор с компанией, которая обязуется вовремя поставлять лекарства. На Черной речке построили модульную больницу на 200 мест, специально спроектированную для лечения инфекционных заболеваний. Стационар рассчитан на 180 стационарных коек и 20 коек отделения реанимации и интенсивной терапии. Общая площадь здания составляет 6764 кв. м, состоит оно из 8 блоков и десяти отдельно стоящих вспомогательных сооружений. Сюда входят медицинский блок с административной частью, приемно-диагностическое отделение, отделение реанимации с операционным блоком и пять палатных отделений, соединенных между собой коридором галерейного типа.
В регионе внедрили специальные чек-листы для оценки состояния и дистанционного мониторинга за пациентами с подозрением на коронавирус или уже выявленными больными. Инфекционисты утверждают, что чек-листы позволят специалистам мобильной бригады по единому алгоритму принимать решения о госпитализации пациента в зависимости от тяжести течения болезни. Среди оценочных параметров не только температура, одышка, интоксикация и другие симптомы, но и информация о сопутствующих заболеваниях и дополнительных факторах риска.
Осознавая актуальность проблемы, мир сосредоточил свое внимание на профилактике вируса, в которую входит и вакцинация. Однако вакцины, которая бы вызывала всеобщее доверие, пока нет. «АЖ» провёл опрос среди своих читателей – готовы ли они привиться. В опросе приняли участие почти тысяча человек и лишь 16% ответили утвердительно. 71% не готовы, ещё раздумывают над этим 12%.
ТЕНГИЗ
После пугающей весны и страшного лета мы получили короткую передышку. Теперь же цифры вновь устремились вверх. 26 декабря в Атырауской области было выявлено 79 заболевших, 27-го – 132, а 28-го – 133. В разрезе цифры ( с начала пандемии) выглядят так: Атырау – 5989 заболевших, Жылыойский район – 5220 (в том числе Тенгизское месторождение – 4042), Индерский район – 390, Исатайский – 261, Кызылкогинский – 462, Курмангазинский – 277, Макатский – 304, Махамбетский – 247.
Во время подготовки ко второй волне коронавирусной инфекции в области было оборудовано 1225 мест в инфекционных стационарах, и сегодня больше половины (53,6%) уже занято пациентами.
Вновь значительная часть заболевших приходится на Тенгиз. Генеральный менеджер ТШО по связям с правительством и общественностью Рзабек АРТЫГАЛИЕВ на недавнем брифинге сообщил, что с недавних пор на Тенгизе некоторые работники подрядных организаций пытаются пересечь санитарные посты по поддельным ПЦР-справкам. А через неделю сотрудники Тенгизского отделения полиции пресекли попытку проникновения на месторождение группы лиц в объезд блокпоста. Одновременно выяснилось, что нефтедобывающая компания «Матен Петролеум» грубо нарушала карантинный режим для своих вахтовиков, из-за этого коронавирус выявлен у 17 человек.
РАБОТА И ДОХОДЫ
Нисколько не оправдывая тех, кто пытается попасть на вахту в обход санитарных требований, отметим, что пандемия нанесла ощутимый урон многим предприятиям и их работникам. Чтобы выяснить, как пандемия повлияла на бизнес, региональная палата предпринимателей провела опрос 645 представителей сферы общественного питания, образования, торговли, туризма, услуг, развлечений и т. д. Итоги такие: у 61% опрошенных финансовое состояние резко пошатнулось, 34% в серьёзном кризисе, и только 5% респондентов ответили, что пандемия на них никак не сказалась. Во время режима ЧП опрошенные владельцы предприятий отправили в бессрочный отпуск в общей сложности 2 239 сотрудников, 1209 попали под сокращение.
Наше издание также провело несколько опросов с целью выявить финансовое состояние своих читателей. Уже в апреле 61% из 508 опрошенных ответили, что им не хватает денег на продукты. 32% сказали, что потеряли работу из-за карантина, еще у 27% резко упали доходы.
СВАДЬБЫ И ТОРЖЕСТВА
И в то же время в параллельном мире продолжается крутиться колесо развлечений. Когда речь идет о миллионных прибылях, штрафы в сотни тысяч кажутся не такими уж и страшными. Ярким примером служит караоке-клуб, который был оштрафован за нарушение карантинных требований уже около 10 раз и всё же упорно не отказывает своим посетителям в гостеприимстве.
Торжественные мероприятия тоже устраиваются, но тайком, за закрытыми дверями. Мы поинтересовались у читателей – как они считают, время проведения пышных тоев на 300-500 гостей ушло окончательно, или мода на торжества вечна? В опросе приняло участие 1004 человека. 22% уверены, что после пандемии мы опять будем справлять многолюдные свадьбы в ресторанах, 73% радуются, что, оказывается, можно провести торжество дома по старинке, без расточительства и влезания в кредиты. Так они и намерены поступать впредь. 5% в нерешительности заявили, что всё же свадьбу надо провести так, чтобы «не было стыдно перед людьми».
Утешает одно – перед лицом опасности в людях все же просыпается здравый смысл, и большинство поддерживает введение локдауна в случае увеличения в стране заболеваемости COVID-19. «За» в нашем опросе проголосовало 600 человек (63%), против – 357 (37%).
Зульфия ИСКАЛИЕВА