По традиции, в конце каждого года руководство ЖКХ бодро рапортует акиму области о ситуации с питьевой водой в районах и аулах. Как водится, цифры получаются такие, что не придраться. Между тем в правительстве программы по водоснабжению в населенных пунктах принимаются так, словно там не читают наших отчетов.
По традиции, в конце каждого года руководство ЖКХ бодро рапортует акиму области о ситуации с питьевой водой в районах и аулах. Как водится, цифры получаются такие, что не придраться. Между тем в правительстве программы по водоснабжению в населенных пунктах принимаются так, словно там не читают наших отчетов.
ВОПРОС: ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ ВОС?
Итак, 2011 год. Год назад завершилась десятилетняя программа «Питьевая вода». С 2001 года только и говорили о километрах проделанных работ и растущем проценте сельчан, имеющих доступ к чистой водопроводной воде. Судя по отчетам, если не 100%, то уж точно половина жителей аула должны не только готовить и пить, но и стирать и мыться кристально чистой водой.
Но на дворе 2011 год. Индерский район. В селах Жарсуат, Бодене, Коктогай жители пьют уральную воду, которую им доставляют водовозами. Водоочистные сооружения там не работают. Есть одна ВОС в райцентре стоимостью 550 млн тенге. В прошлом году аким области сам торжественно перерезал ленточку. Но новая станция бездействует, вместо нее работает старенькая 40-летней давности. И такая ситуация почти в каждом районе. Вывод простой. Программа «Питьевая вода» если и не провалилась полностью, то и успешной никак не может быть названа. Миллиарды бюджетных тенге ушли в никуда.
Но что самое странное, на смену «Питьевой воде» тихо-мирно (по крайней мере, за то, что народ в ауле пьет уральную воду, ничьи головы не полетели) пришла другая программа – «Ак булак». Такой же грандиозный проект с многомиллиардным бюджетом и обещанием снабдить чистой водопроводной водой практически каждый дом в ауле. Не говоря уже о городе.
Названия разные, суть одна. Что изменилось? Разработчики нового документа уверяют, что они проанализировали недостатки предыдущей программы и ошибки, допущенные при ее реализации. Вот результаты их анализа: «Отмечены серьезные нарушения бюджетного, архитектурно-градостроительного, санитарно-эпидемиологического и других законодательств. Среди недоработок – низкое качество технических проектов систем водоснабжения и реконструкции водопроводов и водоводов; несогласованность между финансированием проектов со стороны республиканского и местного бюджетов; низкое качество проектирования объектов».
Поэтому упор в “Ак булаке” делают на более качественное строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения».
ХЛОР - ЭТО ЯД
Свое мнение о новой программе высказал председатель НПО «Арлан» Макс БОКАЕВ:
«ЕБРР собирается выделить свыше 1,6 млн евро на реализацию программы “Ак булак” в Казахстане. По информации республиканских СМИ, Европейский банк профинансирует разработку детального технико-экономического обоснования проектов водоснабжения в городах Тараз, Атырау и Семей, где будут определены приоритетные направления инвестиционной деятельности и сметная стоимость. Но для меня не очень понятно – зачем разрабатывать ТЭО проекта водоснабжения для Атырау? Ведь худо-бедно водоснабжающая система уже существует.
Второе. ЕБРР финансирует разработку ТЭО безвозмездно. Но скорее всего участие данного банка в программе “Ак булак” этим не ограничится, и в дальнейшем ЕБРР будет выдавать займы под проценты. И это обязательно скажется на тарифах. Например, в марте 2010 года Мангистауский акимат взял у банка кредит. Уже в феврале 2011 года актаусцы начали платить за воду больше. По всей видимости, одна из причин – необходимость погашать кредит ЕБРР.
А вспомните кредит, который акимат нашей области получил у Всемирного банка в 1999-2000 годы на реконструкцию системы водоснабжения Привокзального. Расплачивался за него весь город, а новые трубы в подвалах пришлось менять, поскольку китайские инженеры ошибочно оборудовали их оцинкованными трубами, которые вообще не должны использоваться в системе водоснабжения.
Третье. Не все понятно с самой программой “Ак булак”. Потому что только в прошлом году закончилась программа «Питьевая вода», про которую экономист Магбат СПАНОВ сказал: “…Или вспомните программу “Питьевая вода”. В 2001-м она была принята, и было заявлено, что завершится она к 2010-му, и тогда 100% городского и 80% сельского населения будут охвачены качественным водоснабжением. На ее реализацию было выделено 355 млрд тенге. В итоге к 2010 году эту программу однозначно провалили. Но при этом было сказано, что ее продолжат, выделив еще 900 миллиардов тенге на 10 лет. Какие еще нужны результаты, чтобы оценить экономическую эффективность деятельности правительства? А ведь цена питьевой воды тоже находит отражение в цене на товары. Государство не может тратить больше того, что оно получает. Если же оно тратит больше, то, говоря образно, будет как в Греции…”
И последнее. В мае этого года я участвовал в ежегодном форуме ЕБРР. Коллеги из Киргизии делали большую презентацию по проекту улучшения водоснабжения Бишкека. ЕБРР финансировал подобные проекты и в других городах Киргизии (Ош, Джелалабад). Как рассказывала киргизская общественница Калия МОЛДОГАЛИЕВА, представители местных сообществ и НПО долго не могли ознакомиться с документацией проектов. По словам ее коллег, власти и заемщики настоятельно рекомендовали не совать нос, и дело доходило даже до прямых угроз. Только после вмешательства Европейского банка реконструкции и развития заемщик пошел на диалог.
А на самом деле так называемое “улучшение водоснабжения” (которое на сайте ЕБРР назвали “upgrade” – что можно перевести как “модернизация”) состояло в том, что заемщик применил технологии для очистки воды столетней давности, а именно – хлорирование. В самой Европе (в развитой ее части) давно отказались от хлорирования, т.к. хлор это просто яд. На встрече с руководством ЕБРР киргизы попросили: или уберите из проекта упоминание про модернизацию, или модернизируйте по-настоящему. Их слова вызвали смех в зале».
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Справка «АЖ». По программе «Ак булак» в 2011-2012 годы в области планируются работы по водоснабжению 26 населенных пунктов. Из республиканского и местного бюджетов выделено около 3 млрд тенге. Эти средства пойдут на разработку проектно-сметной документации, строительство водопроводных сетей, а также строительство девяти и реконструкцию четырех водоочистных сооружений.
В частности, работы планируются в следующих районах: Курмангазинском (Приморье, Жас Талап, Дина Нурпеисова, Кадырка, Богатое, Ганюшкино, Жамбул, ММС, Жана аул), Индерском (Бухар, Индербор, Есбол, Коктогай, Елтай, Орлик, Жарсуат, Бодене), Махамбетском (Ак кайын, Енбекшил, Старый Сарайчик, Махамбет), Исатайском (подводящие линии к пос. Жамбай, Тущыкудык, Исатай, Нарын).
Также разрабатывается ПСД по реконструкции водоочистных сооружений: четыре проекта в Курмангазинском районе, шесть в Махмбетском, два в Кызылкогинском и по одному в Индерском и Исатайском районах.