Худайбергенов об изъятии пенсионных накоплений: Никакой инфляции не будет

6 089 просмотров

Экономист Олжас Худайбергенов, личная страница в Facebook

О популизме

На днях Умит Шаяхметова заявила, что использование пенсионных денег является популизмом, приведет к спекуляциям, инфляции и т.д. Так как уже на таком высоком уровне звучат ошибочные заявления, придется дать подробное объяснение. Но безотносительно последующих пояснений, удивляюсь, что глава крупнейшего банка страны, акционер которого входит в Высший президентский совет, ставит под сомнение правильность решения Президента, дважды озвучившего меру (в прошлом и нынешнем послании). Учитывая, что времена нынче сложные, и политически и экономически, вряд ли такие заявления означают понимание всех обстоятельств ситуации.

Теперь же коснемся самой темы популизма. Нынче действительно популизма много - это те, кто обещает бензин и прочие товары/услуги бесплатно для всех, требует массового списания кредитов и т.д. Содержание инициатив соответствует трем простым критериям - ориентированы сразу на всех (и в первую очередь на бедных), обещают бесплатное (давят на соблазн халявы, разрушая здоровую мотивацию людей) и не предполагают механизмов/источника, которое будет финансировать инициативу, не вызывая сокращение финансирования на других бюджетных участках.

Вместе с тем есть идеи, которые не являются проявлением популизма. Та же идея использования пенсионных накоплений не предполагает ничего бесплатного - наоборот, наконец-то, людям дается, как и во многих развитых странах частично изымать СВОИ накопления на решение жилищных проблем или на лечение. Возможность использования собственных накоплений на решение жилищных проблем или лечения предусмотрена во многих развитых странах, и там это является обычным механизмом (https://lsm.kz/pensiya-strany). 

Отрицать это - значит демонстрировать некомпетентность либо предвзятость, когда из-за скрытых мотивов, искажается оценка вплоть до противоположного. 

И, наконец, на текущем этапе доступ к пенсионным накоплениям дается, по сути, среднему классу (а не бедным). И это, наверное, первая за долгое время инициатива, которая предназначена для среднего класса, а не на бедных - если кто помнит, регулярно, при объявлении мер поддержки в отношении малоимущих, законопослушные представители среднего класса возмущались, что объявляемые инициативы демотивируют их, работаешь тут, платишь налоги, и вроде уже жирок не остался, и никакой поддержки, а тем, кто не работал и налоги не платил, помогают. 

Вместе с тем, хоть средний класс заслуженно получит доступ на первом этапе, надеюсь, что на втором этапе будет проведена полная интеграция пенсионной и жилищной систем, с соразмерной реформой налогов/взносов с ФОТ, чтобы для каждого гражданина образовался пенсионный кошелек, который в итоге позволит всем получить доступ к жилищным кредитам (это объяснял подробно в других статьях, поэтому здесь лишь рассказал суть). В общем, в отличие от популистических идей, здесь наоборот стимулируется модель поведения среднего класса - работай, будь законопослушным, плати налоги, и тогда ты сможешь воспользоваться тем, что накопил.

Средний класс, к сожалению, у нас оказался маленьким. Всего лишь 7% вкладчиков. Учитывая высокое расслоение доходов население, можно сделать допущение, что большая часть из этих 7% (по моим оценкам 6% из 7%) решили свои проблемы частично - большинство имеют живут в жилье в кредит, либо имеют потребность расширить жилплощадь, в крайнем случае, имеют близких родственников, у которых не решен жилищный вопрос. И лишь 1%, скорее всего, полностью решил свои жилищные проблемы - но, собственно, из-за этого, в попытке нарастить число получателей с 1% до 7%, почти год ушел на бодания с архитекторами текущей модели пенсионной системы (в которой 93% вкладчиков имеют накопления ниже даже заниженного порога достаточности, и это не рассматривается архитекторами как признак провальности пенсионной модели, и они бессовестно предлагают ничего не менять). К сожалению, простой народ не знает всех деталей, насколько эти архитекторы бесполезны и трясутся за свои кресла. В общем, тезис о том, что 7% уже решили свои жилищные проблемы - ложный. Я могу даже косвенно судить, так как мне пишет большое количество руководителей разных компаний, хотя я считал, что они точно решили свои проблемы с жильем. Но даже если вдруг тезис верный, тогда никакой инфляции/спекуляции точно не будет. Средства просто не будут потрачены. Пока же идет оголтелая аргументация, где в попытке очернить идею, приводятся противоречащие по смыслу аргументы.

Теперь перейдем к спекуляции и инфляции. Из 1,4-1,7 трлн.тенге (в зависимости от того, какой процентаж излишка разрешат), думается, что около 60-70% суммы уйдет на погашение кредитов - это точно не вызовет инфляции/спекуляции. Так как большая часть кредитов роздана по госпрограммам, и значит по ним пойдет возврат, то имеет смысл обеспечить положительный вторичный эффект - суммы досрочного возврата надо снова направить на жилищные кредиты, желательно по схемам, которые предполагают покупку первичного жилья. Помимо решения индивидуальных проблем, будет общий эффект в виде роста жилого фонда, и соразмерно строительства и занятости. Причем никаких дополнительных бюджетных средств не будет потрачено.

Остальные 30-40% пойдут на оплату покупки жилья полностью или частично. Учитывая, что это около 420-680 млрд. тенге, что примерно составляет половину от объемов строящегося жилья за счет государства и частных строительных компаний, учитывая резкое проседание спроса на жилье из-за кризиса, вызванного карантином, то эти суммы больше будут иметь восстановительный эффект. Вместе с тем, частичный риск спекуляций остается, если большая часть покупок жилья придется на Астану или Алматы, при этом Минтруд заложит механизмы, которые способствуют спекуляциям (разрешение  покупки вторичного жилья, земельных участков и т.д.) - тогда будет кратковременный взлет цен в этих городах, при этом на индивидуальные проблемы будут решены, но с потерями, и конечно же общий жилой фонд не вырастет. Поэтому здесь надо конструировать механизмы, которые учитывают эти эффекты. В общем, посмотрим, что предложит Минтруд, но ясно одно - конструкции, исключающие спекуляции, возможны и технически легко реализумы.

Что касается того, что якобы пенсионная система разбалансируется, а людям потом останутся низкие пенсии, то здесь простое объяснение. Во-первых, на втором этапе, если, не дай Бог, его не исказят, будет возможность восстановить накопления. Во-вторых, даже если вдруг не будет второго этапа, то все равно проблемы нет, так как речь идет об изъятии излишка, и пока что госорганы склоняются к тому, чтобы дать не 100%, а 75% излишка. Поэтому переживания излишни. Правда, интересно, почему считается, что сейчас система не разбалансирована, когда 93% вкладчиков имеют накопления ниже порога достаточности, а 30% не имеют вовсе никаких накоплений? Видимо, это считается верхом сбалансированности.

Есть еще один нюанс, из-за чего банкиры могут беспокоиться. Чтобы выплатить эти средств, ЕНПФ вначале будет продавать ноты Нацбанка - это около 150 млрд. тенге, потом начнет частично возвращать депозиты, размещенные в банках. Также в ЕНПФ ежегодно приходят суммы от взносов около 800 млрд.тенге в год. В общем, часть депозитов точно будет изыматься. Понятно, что большая часть обратно вернется в банки, просто размещение будет уже не от ЕНПФ, а от рынка и в другой пропорции. Но тут уже выиграет тот, кто клиентоориентирован, чем не могут похвастаться некоторые банки. Как говорится, при отливах видно, кто плавал без купальника.

Понятно, что впереди еще масса грязи выльется, будут и продажные эксперты, которые с пеной у рта доказывать, что нельзя людям давать эту возможность. На кону ведь судьба 1,5 трлн. тенге, и надо же убедить людей, что нельзя им брать их же деньги. Это все-де популизм, а не их жадность или продажность. Но все равно они будут на себя цеплять негатив со стороны населения. В нынешней достаточно жесткой протестной среде и быстро меняющихся политических реалиях педалирование откровенных корпоративных интересов под маской общественного блага вряд ли будет воспринято так как задумано.

Есть еще и довольно экзотические аргументы, где вера в стабильный рост фондового рынка уже фактически подается как возможность обещания гарантированного дохода (обычно профессионалы никогда не гарантируют доходность, оставляя это неопытным новичкам или мошенникам), и потому, якобы, нельзя людям давать накопления, мол, давайте инвестируем их в фондовый рынок зарубежом, а там глядишь и сложный процент заработает. Здесь проблема не только в том, что конструкции сложного процента нельзя принимать близко к сердцу, но и в том, что ЕНПФ не может инвестировать зарубеж больше того, что уже инвестировал. Дальнейший рост зарубежных вложений означает давление на резервы со всеми вытекающими последствиями.

26 сентября, 13:24

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz