– теперь главное, чтобы ничто не помешало скату с верховьев реки родившихся на свет мальков. Об этом говорит ученый-секретарь областного филиала ТОО «Казахский НИИ рыбного хозяйства» Елена БОКОВА.
По словам Елены Борисовны, ранняя весна предопределила раннее наступление нерестовых температур и быстрое созревание производителей молоди рыб. Водность реки Урал в паводок 2011 года была отличной по сравнению с последними годами. Большой уровень воды способствовал затоплению всех береговых нерестилищ, что положительно повлияло на эффективность размножения полупроходных рыб и осетровых.
Cейчас сотрудники КазНИИРХ на специализированном судне ведут наблюдение за скатом молоди. С помощью траления сеткой с мизерной ячейкой ведётся подсчёт вылупившихся из икры личинок мальков. Если в последние годы регистрировалось по 40-50 мальков за одно траление, то сейчас 400-500. Но это не рекорд. В 80-е годы за одно траление попадалось более тысячи мальков.
Среди мальков преобладают вобла, лещ, судак, жерех и белоглазка (сапа). Хорошо отнерестился сазан. В этом году рыболовам-любителям разрешили удить рыбу во время традиционного запрета, длившегося с 1 апреля по 15 июня. Но, по мнению ученых, какого-либо ущерба от этого не было.
По словам Е. Боковой, отсутствие промысла судака и других хищных рыб на реке Урал этой весной может отрицательно сказаться на популяции других видов рыб. Количество судака, сома, щуки, жереха всегда нужно контролировать. Теперь взрослые особи рыб-хищников будут уничтожать мальков воблы, леща и осетровых.
На скат молоди может повлиять движение по реке катеров и судов. Лодка мощностью мотора 20 л. с., конечно, ощутимого вреда не нанесет. Другое дело байды с движками от 150 до 300 л. с. – они опасны. Молодь полупроходных рыб скатывается вниз по течению на глубине до одного метра. Поэтому катера с мощными моторами просто превращают их в рыбный «коктейль». На мальков осетровых пород это не влияет, потому что они жмутся ко дну. Ограничение на судоходство по реке можно снимать только 15-20 июля.
«Угроза в том, что в маловодные годы мы теряем эффективные нерестилища для осетровых, – говорит Е. Бокова. – Когда нет воды, песок уносится ветром, и нерестилища зарастают грубым кустарником, хуже всего, если верблюжьей колючкой. В таких нерестилищах осетровые потом никогда не нерестятся. Без пригодных “родильных домов” у “мам” осетровых яички превращаются в жир, и осетры в дальнейшем становятся бесплодными».
Главной головной болью ихтиологов сейчас является замор рыбы, зашедшей нереститься на мелководье, которое потом превратилось в отшнурованные водоемы, и теперь пересыхает. Первыми погибают судак, вобла и лещ.
Вдоль реки находится около ста низменных участков, на месте которых сейчас образовались отшнурованные водоемы. Для спасения молоди нужно срочно образовывать «голубые патрули» и привлекать производственные коллективы.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ