– Ты чего там так по клавиатуре тарабанишь? – спрашивает коллега.
– Да вот, проекты доделываю, – говорю я, подразумевая материал о масштабных задумках властей, которых, кстати, в Атырауской области пруд пруди.
– Ну вот, хоть кто-то их доделает, – сострила коллега. Посмеялись.
Материал получился объёмный, но это, я считаю, малая часть того, что когда-то реализовывалось, реализовывалось, да так и не реализовалось в нашей области. И реализуется ли? Хорошая скороговорка получилась, правда?
Надо отметить, среди «зависших» проектов есть и те, которые только начаты, и те, которые всё же близки к завершению. Осталось лишь ждать, скрестив пальцы.
КИНОКОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ
Сдача в эксплуатацию киноконцертного зала на 1200 мест должна была состояться, сейчас в это сложно поверить, ещё в конце 2011 года. Напомню, проектированием объекта занималось ТОО «Атлант-Б» а строительство вела подрядная компания «Снабойлстрой». Работы велись круглосуточно с двойным опережением графика. Однако в 2012 году в отношении владельца ТОО «Снабойлстрой» было возбуждено уголовное дело о присвоении чужого имущества в крупном размере, а стройка остановилась.
В июне 2014 года и. о. начальника областного управления строительства Муратбек КАЙДАУЛОВ назвал новый предварительный срок сдачи киноконцертного зала – вторая половина 2017-го. Но несколькими месяцами позже на сессии областного маслихата тогдашний аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ заявил, что идея строительства изначально была ошибочной: мол, даже имеющийся областной драмтеатр на 600 мест не набирает зрителей.
– Я считаю, концертный зал надо разобрать и потом снова провести обследование и посмотреть, что из материалов можно использовать. Сносить фундамент не стоит. Так мы сэкономим свыше 400 млн тенге. Давайте построим детский сад…
16 января уже 2019 года я встретилась с руководителем управления строительства Маликом АМАНОВЫМ, который рассказал, что недостроенное здание концертного зала решили всё же реанимировать. Реанимировали? Угадайте!
После этого я ещё не раз пыталась получить хоть какую-то информацию о судьбе концертного зала, но ответа мне никто предоставить не смог.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД
Официальная презентация начала строительства фармацевтического завода прошла 29 августа 2014 года на пятом километре трассы Атырау – Уральск, в ней принял участие тогдашний аким области Бактыкожа Измухамбетов. Тогда было озвучено, что генеральным проектировщиком завода, который будет возводиться по нормам «зеленого» строительства, то есть с наименьшим воздействием на экосистему, является ТОО «АтырауСтройПроект», субподрядчиком – индийская компания KnexirconsultantsprivateLimited. Инициатором проекта является ТОО LumpanCaspianPharmaceuticalLLP (Индия). Годовая мощность будущего завода должна была составлять 800 млн таблеток, 300 млн капсул, 78 млн ампул, 3 млн упаковок мази, 12 млн флаконов растворов в пластиковых емкостях для внутреннего вливания и 24 млн флаконов антибиотиков. Стоимость оценивалась в 3,7 млрд тенге.
Ввод в эксплуатацию первой очереди производства был запланирован на 3-й квартал 2015 года. Но ни в 2015-м, ни в 2016-м этого не произошло.
21 февраля 2017 года первый замакима области Гумар ДЮСЕМБАЕВ заявил на брифинге, что достраивать завод, начатый индийцами, будет чешская компания «Флавия», и что ввод в эксплуатацию первой очереди производства намечен на конец 2017-го. Но неделю спустя, отвечая на вопрос «АЖ» уже на другом брифинге, руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Дияс ДЖАНИБЕКОВ сообщил, что «Флавия» больше не занимается строительством, и что его вновь ведет индийская компания.
– Изначально проектированием занималась чешская компания. После нескольких раундов переговоров стало понятно, что она не справится с поставленной задачей, и был найден другой проектировщик – из Индии, имеющий опыт строительства подобных заводов по всему миру. И в настоящее время проблем с реализацией этого проекта нет. Строительство ведется. До конца года планируется завершить строительство производственного здания. Офисные помещения готовы, – сказал тогда Джанибеков
Как вы уже догадались, чуда в конце 2017 года не произошло. А спустя два года «АЖ» стало известно, что строительство было временно приостановлено ввиду недостатка финансирования. Между тем к этому времени стоимость возросла с изначально объявленных 3,7 млрд тенге до 7,4 млрд.
ПЕШЕХОДНЫЕ ЭСТАКАДЫ
Еще в начале 2016 года акимат г. Атырау планировал возвести пять пешеходных эстакад для безопасного перехода улиц с оживленным автомобильным движением, наподобие той, что в своё время была построена на пересечении проспекта Сатпаева и улиц Пушкина и Студенческой.
Например, из бюджета было выделено 117 млн тенге на строительство эстакады возле музыкальной академии им. Дины Нурпеисовой. Но тогдашний начальник городского отдела строительства Серик ЖУМАШБАЕВ был осуждён за коррупцию и присвоение бюджетных средств, в связи с этим финпол заблокировал все подписанные им документы, в том числе и по эстакадам.
Потом наступила череда судебных разбирательств. Например, в том же 2016 году было начато строительство 50-метрового перехода близ железнодорожного вокзала. Его, к слову должны были сдать в июне того же 2016-го. Однако работы были свёрнуты по причине того, что суд признал подрядную организацию ТОО «БК иКО» недобросовестным поставщиком, и договор с ней был расторгнут.
В ноябре 2018 года я связалась с городским отделом строительства – там сообщили, что строительство 5 пешеходных эстакад по следующим адресам:
- по улице Баймуханова (возле ж/д вокзала);
- по улице Махамбета (в районе «Светланы»);
- по проспекту Азаттык (в районе департамента госдоходов);
- по проспекту Сатпаева (на пересечении с улицей Тайманова);
- по проспекту Сатпаева (возле музыкальной академии имени Д. Нурпеисовой)
- уже начато, и все они будут сданы через 8 месяцев, а именно в июне 2019 года. Однако этого не произошло.
Позже, в августе 2019 года руководитель городского отдела строительства Айбек ЖАЛЕЛОВ сообщил, что строительство уже не 5, а только 3 пешеходных переходов вот-вот начнётся, и что проект по ним находится на стадии разработки.
По новому проекту надземные пешеходные переходы должны были расположиться:
- по улице Баймуханова (Привокзальный);
- рядом с площадью Исатая и Махамбета;
- в районе музыкальной академии имени Д. Нурпеисовой.
«АЖ» направил на имя тогдашнего акима Атырау Алимухаммеда КУТТУМУРАТУЛЫ запрос с целью выяснить, куда делись 2 из 5 запланированных ранее эстакад, были на эту тему и другие вопросы. Однако ответа мы так и не дождались. Поэтому я обратилась в пресс-службу ТОО «АИС», являющегося подрядчиком строительства двух эстакад (рядом с Музыкальной академией и на улице Баймуханова).
Касательно первого:
– Фундаменты готовы, на данном этапе приступили к сборке металлических конструкций башен, лестничных маршей, возведению монолитных бетонных колонн, позже состоится этап сборки пролетов. По проекту открытие надземного пешеходного перехода запланировано на май текущего года. Подъёмники для инвалидов предусмотрены (лифт), – сообщили в пресс-службе.
Касательно второго:
– К реализации проекта «Строительство пешеходного перехода по ул. Баймуханова (железнодорожный вокзал)» подрядчик приступит после окончания первого проекта. Заказчиком является городской отдел строительства.
Информацией о третьем переходе – рядом с площадью Исатая и Махамбета – «АЖ» пока не располагает.
МОЛОДЁЖНЫЙ ПАРК
Идею создания парка для молодежи на излучине Урала рядом с АГУ тогдашний аким г. Атырау Серик АЙДАРБЕКОВ высказал еще семь лет назад. Любопытно, что под неё уже была выполнена и проектно-сметная документация. Однако в связи с экономическим кризисом денег на её воплощение по состоянию на 2016 год не нашли.
Согласно ранее составленной ПСД в парке площадью около 6 гектаров были предусмотрены два фонтана, три бассейна для детей и взрослых, 2-этажное кафе, летний амфитеатр, развлекательная зона с аттракционами, теннисные корты и площадка для настольного тенниса, волейбольная и баскетбольная площадки, площадки для мини-футбола, картинга, тренажерный зал и открытая площадка с тренажерами, автопарковка на 150 мест. Реализация должна была обойтись в 852 млн тенге.
В 2018 году городской отдел строительства сообщил, что строительство парка всё еще находится в режиме ожидания спонсорских средств от одной из крупных нефтяных компаний. Речь тогда шла уже о почти 4 млрд тенге.
И вот в январе 2020-го строительство молодёжного парка всё же началось. Оно ведется за счет средств компании НКОК по программе социально-инфраструктурных проектов. Заказчиком выступает областное управление строительства, подрядчиком – ТОО «БатысАльянсСтрой». Сроки строительства: начало – январь 2020 года, завершение – январь 2021-го.
Я связалась с начальником участка по строительству ТОО «БатысАльянсСтрой» Сериком АМАНОВЫМ.
– Пока только приступили к земельным работам, закладку фундамента будем проводить чуть позже, – сообщил Аманов. – Сейчас здесь трудится около 50 человек, все местные.
Ранее по проекту предполагалось 45-метровое колесо обозрения, но сейчас есть опасения, что оно может не выдержать ветровую нагрузку.
Аманов также сказал, что в парке будут газоны, лавочки, фонтаны и самое главное – много зелени.
НОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Правая сторона Урала в центральной части города в 2018 году была закрыта на реконструкцию. Протяженность обновлённой набережной по проекту должна была составлять почти 2 километра от алиевского моста до здания АГУ. По состоянию на май 2019 года работы были выполнены примерно на четверть, шла установка подпорных стен.
Проектируемая набережная условно была поделена на три участка:
– первый протяженностью 550 метров начинается от моста. Здесь предусмотрены пешеходная зона и пляжная зона площадью 1700 квадратных метров. В пешеходной зоне будут два фонтана и детская игровая площадка;
– второй (644 м) – пешеходная зона;
– третий (667 м) смыкается со вторым в районе областного акимата. В месте примыкания второго и третьего участков предусмотрена смотровая площадка с установкой стелы, а в русле реки напротив неё – плавающий фонтан.
Объект должен был быть введён в эксплуатацию в апреле 2020 года. Однако на данный момент по решению межрайонного экономического суда строительство приостановлено – до получения заключения экологической экспертизы.
Анастасия АЛЮШИНА
Фото автора и из архива «АЖ»