Атырау, 19 апреля 23:32
 ясноВ Атырау +27
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

«Невидимый» лес АНПЗ, загубленные посадки ТШО и другие экопроекты

Фото
11 180 просмотров




Недавно в Атырау представители компании НКОК, ТШО и АНПЗ встретились с общественниками. Природопользователи отчитались о работе по сохранению экологической среды.  Специально на мероприятие, которое в таком формате проводилось, кстати, впервые, приехал председатель Комитета экологического регулирования и контроля министерства экологии Зулфухар ЖОЛДАСОВ.

 

Зулфухар Жолдасов


- Экологическая ситуация в Атырауской области вызывает беспокойство у местных жителей. Станции мониторинга показывют высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, основным загрязняющим веществом при этом является сероводород.  По данным «Казгидромета» за 2018 год по городу Атырау зафиксировано 1102 случая высокого загрязнения и 717 случаев максимально высокого загрязнения по сероводороду. А с начала нынешнего года выявлено более 700 случаев высокого загрязнения. Основным источником выявления сероводорода являются предприятия «Атырау Су Арнасы» и АНПЗ. Мы провели определенные исследования по выявлению источников, создали группу, пытались понять направления ветра и т.д., - сказал Жолдасов. - Прошлый год вообще был очень тяжелый, мы столкнулись с проблемой Урала, с гибелью рыбы, с уменьшением водности. Также провели большие переговоры с РФ, у нас есть договоренность по исследованию Урала начиная с Башкирии -  чтобы понять, что происходит на реке.

 

ГАРАНТИИ – ИХ СЛОВО И «ОБОРУДОВАНИЕ ВЫСОЧАЙШЕГО УРОВНЯ»

Далее свои программы представили компаний - все они, разумеется, заверяли, что уделяют особое внимание охране окружающей среды и доступу общественности к соответствующей информации. Эту часть мы расписывать не будем, перейдем сразу к вопросам-ответам.



Первым к микрофону подошел ветеран рыбной промышленности Бостан СУЛЕЙМЕНОВ – он задал несколько вопросов представителям НКОК:

- Вы рассказали о строительстве завода по очистке вод технологического значения. А ведь вопрос серьезный и давно обсуждаемый. При очистке вод производится большое количество отходов, куда их девать? Были варианты, что они будут утилизироваться в ТОО «Вест дала», потом выяснилось, что у них нет такого оборудования и мощностей. Скажите, конкретно когда этот вопрос будет решен? Второй вопрос – сколько серы образовалось в прошлом и нынешном годах, сколько переработано, экспортировано? Еще вы говорили, что выпустили 1 млн мальков осетровых. Не надо ваших миллионов мальков, у нас два завода и без вас выпустят этих мальков. Надо разговор вести о конкретном вкладе в восстановление запасов осетровых. У вас еще есть база СКЭБР, которая была построена в виде исключения с условием, что она будет эксплуатироваться по прямому назначению и будет использоваться только одно судно за месяц как дежурное. Но вы начали проектировать строительство пассажирского терминала. Что нового по этому проекту?

- На сегодня объем реализованной серы составляет около 1 млн тонн, на хранении - 1,8 млн тонн. Но мы сейчас работаем над проектом ускоренной реализации серы в комовом виде, - начал отвечать представитель компании. - СКЭБР  будет использоваться по назначению, там были построены здания для будущей реабилитации животных, птиц в случае загрязнения нефтью. Что касается строительства пассажирского терминала – этот вопрос в принципе с экологией не связан. Но все мы наблюдаем за снижением уровня реки Урал и Каспийского моря, и вопрос о том, будет ли строиться терминал, окончательно ещё не решён. Также нами рассматривается поддержка существующих двух осетровых заводов, По строительству завода очистки технологических вод документы подписаны, оно начнется в этом году, завершение ожидается к концу 2021 года.

Эколог Махамбет ХАКИМОВ сравнил Кашаган с Тенгизом, где 30 лет назад произошла техногенная катастрофа на 37-й скважине. По его мнению, нет никаких гарантий, что подобное не случится на море:

- У нас до сих пор нет страхового договора с консорциумом. Во всем мире так делается - после катастроф на Аляске, в Мексиканском заливе компании заплатили огромные штрафы. Когда будет такой договор?

- Системы, обеспечивающая защиту нашего оборудования – на высочайшем мировом уровне, это и есть гарантия. Мы работаем в рамках СРП (Соглашение о разделе продукции), и оно определяет все наши обязательства перед республикой, - был ему ответ.


Председатель ОО «Батыс Эко Коргау» Кали АУБЕКЕРОВ обратился к представителям АНПЗ:



- Вот все говорят, что рыба погибла от хлора. А АНПЗ недавно провел реконструкцию - многие горожане, в том числе и я, думают, что рыба погибла в результате реконструкции завода.

Эколога уверили, что завод берет воду из Урала, но обратно её не выбрасывает. А заводские выбросы в атмосферу не превышают ПДК.

 

«ДЕРЕВЬЯ ЕСТЬ, ИХ ПРОСТО НЕ ВИДНО НА СЛАЙДЕ»

На этот раз кроме общественников старшего поколения выступали и молодые. Олжас СУЛТАНОВ попросил представителя АНПЗ подтвердить, что после рекультивации Тухлой Балки в Атырау запаха не будет. И получил утвердительный ответ. Напомним, что сейчас идет строительство КОС в правобережье города, а пруд Тухлая Балка будет полностью осушен.

Ануар ЖУМАБАЙ поинтересовался, где же деревья, которые АНПЗ посадил в рамках программы озеленения санитарно-защитной зоны:



- Заводу столько лет, сколько нет половине сидящих в этом зале. Но почему вокруг него нет зеленой полосы? Здесь давно должен быть лес. Вы каждый год отчитываетесь, что посадили деревья, а где они? Я на ваших слайдах не вижу леса - только небольшие деревца.  

- Мы посадили деревья на 224 гектарах, если будут еще пустые земельные участки, готовы и их озеленить. В следующем году планируем посадить деревья на 32 гектарах, которые освободились после переселения жителей. Да, у нас не совсем благоприятные условия, деревья не очень хорошо растут. Но мы только на эти работы ежегодно выделяем 136 миллионов. Деревья есть, может на слайде не видно - вы приходите, мы вам всё покажем, - пообещал представитель завода.

На вопрос, скорее предложение Талгата АЯНА оставлять экологические выплаты в местном бюджете Зулфухар Жолдасов ответил, что данный вопрос внесен в новый экологический кодекс, который сейчас находится разрабатывается в правительстве:  

- В нашей стране за эмиссии в окружающую среду ежегодно выплачивается около 70 миллиардов тенге, и на сегодня только 14% из этой суммы идет на решение экологических проблем в регионах. И это неправильно.

 

«ДЕНЬГИ БУДЕМ ДАВАТЬ, НО САЖАЙТЕ УЖЕ САМИ»

Другой участник встречи, обращаясь к работникам ТШО, сказал, чтобы компания возобновила мониторинг влияния деятельности недропользователей на Каспийское море – по его словам, в начале нулевых годов были опубликованы материалы о том, что вода Каспия окисляется.

- Все необходимые мониторинги мы проводим, несколько раз исследовали и море – ещё до проекта Кашаган, - ответил представитель ТШО. - Тогда пришли к выводу, что на 80% море загрязняется водами Волги, на 20% - Урала. Тут влияния серы нет, так как наша деятельность производится на суше.

Кроме того, он резко высказался по социальным проектам ТШО:

- Мы построили Ретро-парк, аллею в Каратоне и многое другое, но нас всё время упрекают в том, что мы не сажаем деревья. Сажаем! Но никто за посадками потом не ухаживает, и они гибнут. Поэтому мы сейчас меняем формат такой помощи: будем выделять средства -  пожалуйста, приходите с проектами, сами сажайте зелень и ухаживайте за ней.

Под конец были внесены рекомендации Департаменту экологии, акимату Атырауской области, всем трем компаниям, в том числе организовать отчетную встречу с населением по итогам 2019 года.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото автора

5 декабря 2019, 09:09

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz