В конце 80-х – начале 90-х имя Сании МАХАМБЕТОВОЙ гремело в спортивном мире. Она стала первым мастером спорта международного класса по самбо и первым мастером спорта СССР по дзюдо – до неё никто в нашей области не завоёвывал таких высоких наград в этих категориях. Она также трехкратный призер чемпионата Азии, бронзовый призер чемпионата Европы и Кубка мира. Как и любой спортсмен, мечтала выступить на Олимпиаде.
Но в 96-м из-за отсутствия финансирования не смогла выехать на чемпионат Азии. А это означало, что дорога на олимпийские игры закрыта. В тот год Казахстан в Атланте представляли четыре дзюдоистки. Это был первый наш выезд на Олимпийские игры в качестве суверенного государства. Состав был слабый. «Если бы я стала призером на Азии, то обязательно бы приняла участие в Олимпиаде», – говорит Сания.
Так закончилась спортивная карьера сильнейшей дзюдоистки страны. В память о победах осталась красная «пятерка», подаренная при Тугельбаеве, и однокомнатная квартира в Авангарде, полученная уже при Чердабаеве.
– Тогда мне было 27. Смысла продолжать не было, ведь для спортсменов главная вершина – это Олимпиада. Через 4 года мне было бы 31, выступать в таком возрасте не резон. Да и финансирования не было, постоянно нужно было искать спонсоров. В то время нам очень хорошо помогал хозяин ТД «Атырау» Али БУКАНОВ. На многие соревнования мы выезжали благодаря ему. Но он был один.
КАЖДЫЙ ТЯНЕТ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ
Сейчас Сания Махамбетова работает в специализированной ДЮСШ олимпийского резерва №1 в 4-м микрорайоне Авангарда, тренирует мальчиков и девочек 8-9 лет и старше. На финансирование спортсмены не жалуются – частично помогают облспорт и областная федерация дзюдо. Однако, в ответ на мой вопрос: «Есть ли будущее у дзюдо в области?», моя собеседница качает головой.
– Чтобы поднять дзюдо в Атырауской области, в первую очередь, нужна заинтересованность. Тренеры должны ездить со спортсменами и буквально вариться в спортивном мире. У нас нет тренерской сплоченности. Каждый тянет только своего спортсмена, хотя, например, все видят, что он мешок. А ездят для отчетности. Такая ситуация не только в дзюдо. Разделение какое-то идёт. А если бы все работали согласованно, включая облспорт и федерацию, у нас была бы хорошая команда, ведь есть же перспективные ребята.
– Кто они?
– Наурызбек МАЙЛАШЕВ, Асхат ТЕЛЬМАНОВ, Ержан КАБДЕЛОВ – они выступают во взрослом составе, Куаныш САЙМАНУЛЫ – в молодежном. В ноябре прошлого года Тельманов занял 3 место на чемпионате Казахстана, который проходил у нас, Кабделов – 2 место, в финале он проиграл нашему же Ринату ИБРАГИМОВУ, участнику Олимпийских игр 2008 года в Пекине. А Майлашев стал чемпионом страны. Если с ними работать, то их можно подготовить к Олимпиаде-2016.
«СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ КОНТИНГЕНТ»
– А кто лидирует в женском дзюдо?
– Назгуль КУБАШЕВА в прошлом году стала бронзовым призером чемпионата РК, в этом году – бронзовым призером среди молодежи. Фаиза АДИЛЬБАЕВА – бронзовый призер чемпионата РК среди молодежи. Обе – мастера спорта. Кубашеву тренирует Джандос КИЯНОВ, Адильбаеву – я. Сейчас они уже перешли во взрослый состав. Девушки, конечно, перспективные, но в целом я пока не вижу будущего у женского дзюдо – нет специального тренера, работающего с девочками. Всё-таки это капризный и стеснительный контингент. Им нужен отдельный зал, отдельное время и самое главное, тренер, понимающий психологию женщин, который мог бы разговаривать с ними, не ущемляя их прав, понимать их, не нагружать, вовремя снизить нагрузку. В какой-то степени этими качествами обладал мой бывший тренер Саиын Ергалиев, он работает сейчас в Уральске.
– А вообще есть желание у нынешних девчонок заниматься дзюдо?
– Желание есть, приходят, но т.к. тренируются они вместе с ребятами, то стесняются. Мальчики сами-то толком ещё ничего не умеют, а девчонок всё равно дразнят.
ГИБКИЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
– Как и любой силовой вид спорта, дзюдо, наверное, формирует в женщинах не очень-то женские качества?
– По себе не чувствую. Вижу одну только пользу.
– А в чём «женская» польза дзюдо?
– Характер вырабатывается, стремление чего-то добиться – ведь жизнь спортсменов не ограничивается спортом. Мы учимся преодолевать трудности: личные, бытовые. И потом, дзюдо формирует фигуру и развивает пластичность. Дзюдо – это гибкий путь к победе.
– Нагрузки тяжелы?
– Как в любом виде спорта, достаточно серьёзные. Но всё зависит от тренера – если он правильно подбирает нагрузки, то тренировки проходят без ущерба для женского здоровья.
– Неужели все домочадцы были «за»?
– Мама была против первое время, говорила, неженский вид спорта. А потом, когда я стала занимать места, успокоилась. Для меня важна была поддержка пятерых братьев – трёх старших и двух младших. Один из братьев занимался вольной борьбой, обучал меня некоторым приемам. Может быть, поэтому я втянулась в дзюдо. Красивый вид спорта, хоть и говорят, что не для девочек. По крайней мере, лучше бокса и штанги.
– Ведь в то время дзюдо было экзотикой…
– Да. Мне было 14 лет, когда я начала заниматься. До этого играла в баскетбол, но команда распалась, пришлось искать другой вид спорта. Подруги сказали, что в Привокзальном открылась секция дзюдо. Пошли. Понравилось. Всё для нас было ново. Помню, как мы были в восторге от кимоно, так долго рассматривали его, а потом оказалось, что штаны надели задом наперед (Смеется).
Тренировались в подвале. Я так увлеклась, что после тренировок оставалась ещё с ребятами позаниматься. Первое время тренировки щадящие были, в основном на координацию и гибкость. Потом начались нагрузки – качались, отжимались, приседали, кувыркались, бросали друг друга, боролись. Мне не было тяжело. Всё-таки в то время мы были более спортивные. Это сейчас дети слабые, повороты влево-вправо, кувырки не могут сделать. Физкультура считается второсортным занятием.
ПАДАТЬ ВСЕГДА ТЯЖЕЛО
– Что самое тяжелое в дзюдо?
– Падать. Наш первый набор состоял из ста человек, из них в итоге осталась я одна.
– Сильно переживали поражения?
– Поплачешь и всё. Снова за тренировки.
– Вас не пытались перетянуть в другую область?
– Приглашали в Кызыл-орду, Тараз. В Уральск до сих пор зовут, предлагают руководящую должность, говорят, квартирный вопрос решим. Думаю.
– Сколько зарабатывают наши тренеры?
– Я получаю 51 тысячу. Но всё зависит от категории тренера, если его воспитанник призёр, можно до 100 тысяч и выше получать.
– А ваши дети дружат со спортом?
– 14-летний сын Арман занимается дзюдо с папой. Хотим его отдать в спортивный интернат в Алматы. Ведь родители всё равно не могут быть тренерами для своих детей. Особого рвения к учёбе у него нет, пусть спортивную карьеру делает, главное, чтобы на улице не шатался.
– Приходилось боевые приёмы на улице применять?
– Помните, в моде шапки ондатровые были? Как-то возвращалась с тренировки, темно, я почти возле дома. В какой-то момент подошёл один и приставил кухонный нож к груди. Шапку сняла, а у меня хвостик на макушке. Он удивлённо: девчонка, что ли?! Да, говорю. Ничего не сказал, шапку оставил, ушёл. Было понятно, что он узнал меня. А иногда приходилось защищаться по-серьёзному, и тогда противникам доставалось по полной.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото В. Истомина