Атырау, 16 ноября 14:32
 будет пасмурноВ Атырау +3
$ 495.95
€ 524.37
₽ 4.98

Суд по делу о погибшей рыбе: почему «АСА» стремительно наращивало закуп хлора?

Фото
7 320 просмотров


В городском суде №2 состоялось очередное заседание по делу о массовой гибели рыбы в Урале. На нём был продолжен допрос свидетелей - на этот раз сотрудников КГП «Атырау Су Арнасы» и Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг (так теперь после четвертого или уж пятого переименования называется санитарно-эпидемиологическая служба).  

Диспетчер «АСА» Айнур ДЕМЕУОВА рассказала, что 27-28 ноября прошлого года, когда она была на смене, ей передали три жалобы из мессенджера Telegram: потребители жаловались, что от водопроводной воды исходит запах хлора, сероводорода и дуста.

- В те дни весь город об этом шумел, соседи жаловались, все вокруг – ответила она на уточняющие вопросы. Согласно инструкции, Демеуова передала эту информацию в лабораторию предприятия, чтобы сотрудники взяли пробы.

Галина ЦОЙ

- Жалобы действительно были, но единичные, - сказала руководитель централизованной диспетчерской службы «АСА» Галина ЦОЙ. - Сотрудники лаборатории выезжали по адресам, указанным в жалобах, взяли пробы воды из крана. Исследование показало, что она по всем параметрам соответствует нормам, превышения хлора зафиксировано не было. Это мы и передали в ответе по заявкам.

Отвечая на вопросы судьи Дауренбека ДАУМОВА, Галина Цой сообщила, что работает на предприятии с 2015 года, и неоднократно в конце месяца замечала несоответствие показаний счетчика водозабора из реки и фактической реализации воды населению. Ставила об этом в известность руководство предприятия. По её словам, иногда случались технические поломки счетчиков, поэтому данные корректировались.  

- В своих показаниях, данных в ходе досудебного расследования, вы недвусмысленно дали понять, что данные счетчиков искусственно искажались, чтобы скрыть потери воды и избежать, таким образом, штрафных санкций, - напомнил судья.

- Занижались данные счетчиков, забор из реки был больше, -  не стала отказываться от своих слов Г. Цой.

Айгуль ИСКАКОВА

Руководитель отдела департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Айгуль ИСКАКОВА рассказала, что их ведомство проверяет «АСА» раз в году. Обращают внимание на показатели остаточного хлора в водопроводной воде. В тот период в их департамент жалоб от жителей на качество питьевой воды не поступало.  В 2018 году проверка была проведена в июне, в 2019-м – тоже в начале лета. А контроль воды непосредственно в Урале проводится ежемесячно в нескольких точках от Геолога до Дамбы, обычно в первой декаде. В 2018 году превышений по хлоридам отмечено не было, в том числе и в декабре.

- Почему вы не нашли превышение по хлоридам, а другие лаборатории нашли? У вас разные методики или нормативы? – спросил судья.

- Не знаю. За проведение анализов отвечает лаборатория филиала «Национального центра экспертизы» - ответила Искакова.

- Вы говорили, что изменение состава воды отмечалось только во время паводка. Увеличивало ли в это время «АСА»  хлорирование для её более глубокой очистки? Может, от вас поступало указание предприятию о проведении гиперхлорирования (хлорирование воды повышенными дозами)? Выявляли ли вы нарушение технологических процессов специалистами «АСА»? – спросил начальник атырауского участка ТОО «Луговской конный завод» Амиржан ШАУДАНОВ (это осетровое рыбоводное предприятие наиболее жестоко пострадало, понеся убытки на миллиард тенге.

Его вопрос дополнил представитель алматинской юридической фирмы, защищающей интересы ТОО «Луговской конный завод», Илья ШЕЛОМЕНЦЕВ:

 - Менялось ли качество воды в  Урале и качество воды, подаваемой потребителям, в последние 5 лет? Можно ли как-нибудь, при помощи формулы, по количеству остаточного хлора в воде определить исходный объем хлора, примененный для очистки? Была ли о необходимость у «АСА», учитывая, что качество воды в реке не менялось, двукратно увеличить за эти 5 лет закуп хлора? По сведениям поставщиков, в 2014 году предприятие закупило 65 контейнеров хлора, в 2015-м - 75, 2016-м – 82, в 2017-м - 107, а в 2018-м уже 119. 

- В санитарных правилах не предусмотрено, чтобы мы контролировали очистку воды. И мы этим не занимаемся. Это работа технолога предприятия. Качество воды заметно не менялось. Закуп предприятием химреагентов мы тоже не контролируем, – ответила Искакова.

Следующее заседание назначено на 29 июля.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото автора

23 июля 2019, 09:51

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.