Всегда тревожно, когда мимо тебя проносится «скорая» со включённой сиреной – кому там так плохо, не твоему ли родственнику, другу или знакомому – город-то маленький. Чтобы понять, как это выглядит изнутри, корреспондент «АЖ» на два дня окунулся в беспокойные будни медиков по срочному вызову.
ИМЯ ДЛЯ СЫНА
Поработать на «скорой» меня пригласил известный волонтёр Арман КАСЫМОВ, идею поддержал главврач областной станции скорой помощи Ерлан СУЙЕУГАЛИЕВ. Сначала Ерлан и Арман ознакомили меня с некоторыми цифрами и фактами. Сейчас нефтяную столицу обслуживают 25 бригад, из них 3 специальные (выезжают на остановку сердца, серьёзные ДТП и так далее), а в целом по области работают 47 бригад неотложки. В Атырау 5 диспетчеров принимают вызовы на пульт 103 и распределяют их между станцией скорой помощи и двумя подстанциями, которые находятся в разных частях города. Прежние рации уходят в прошлое – у каждого фельдшера есть специальный планшет, диспетчер сбрасывает на него адрес, ФИО пациента и первичный диагноз.
Увидел в диспетчерской большую карту на экране.
- Это GPS-карта. Здесь можно видеть, где находится бригада, куда едет и во сколько прибыла на вызов, - поясняет Ерлан Суйеугалиев.
Время девять вечера.
- Фархат, есть вызов, едешь?- спросил Арман.
- Конечно!
Охранник одного из учреждений по улице Валиханова на работе упал в обморок. Мы на месте минут через пять. Пациент весь в поту, на вопросы фельдшера Гульсим не реагирует. Явно требуется срочная госпитализация, но мужчина ведёт себя неадекватно, сопротивляется, отказывается от укола. В нём болезнь говорит – это, судя по всему, произошёл микроинсульт. Что делать? Через некоторое время подъехали руководители охранной фирмы, и общими усилиями после долгих уговоров всё-таки погрузили бедолагу в карету и передали врачам в областной больнице.
На базе мы пробыли недолго. На планшете вызов – нужно срочно госпитализировать женщину, проживающую по улице Ауэзова, 38 недель беременности, воды отходят. Уже через 5 минут Гульсим измеряла у неё давление, задавала «женские» вопросы, и – в машину.
- Апа, если будет сын, может назовете его Кадыржан или Кадирбек, сегодня ведь священный Қадір түні, - пошутил я по дороге в городской роддом. Кстати, накануне Дня защиты детей туда пришла поздравить рожениц руководитель областного управления здравоохранения Маншук АЙМУРЗИЕВА и сфотографировалась с ними, в том числе и с той женщиной, которую мы успешно госпитализировали. Кто знает, может одним Кадирбеком стало больше.
...Время уже два ночи. У работников «скорой» есть примета, мол, если с ними дежурит журналист, то смена выдается спокойной. Похоже, приметы иногда сбываются - вызовов сегодня мало, и я отправляюсь домой.
ПРЯТКИ С АРУ
На следующий день дежурю с бригадой №4: врач Айдана АКРАМОВА, фельдшер Айжулдыз БАХИТОВА, за рулем - Тимур ОТАРГАЛИЕВ, Люди молодые, общительные. Но едва успели познакомиться, как на планшет поступил вызов: у женщины тупая боль в животе, уже сутки не может выйти из дому, каждое движение причиняет страдания. Айдана дала ей тест на беременность, результат – отрицательный. После осмотра врач принимает решение о госпитализации, отвозим её в облбольницу.
Время почти 21:30. Сотрудники бригады держат ораза, пришло им время на ходу выпить водички и прочитать короткую молитву. Возвращаясь на базу, за продуктами в магазин заезжать не стали – на базе нас ждут манты. А вообще работники скорой имеют право в свободную минутку, если при возвращении на базу пока нет вызовов, тормознуть у магазина, купить что-нибудь из еды. И как назло обязательно кто-нибудь из прохожих снимет на телефон – ага, мол, их пациенты ждут, а они отовариваются. Это обидно.
Следующий вызов – на улицу в центре города, у 3-летней девочки кашель. Приезжаем по указанному адресу, но дом найти никак не можем. Отец маленькой пациентки называет ориентир – «сразу за коттеджем из красного кирпича», но всё равно поиски тщетны. Наконец выясняется, что он звонил из Химпосёлка, но забыл об этом сказать, а там есть улица с таким же названием.
Айдана быстро нашла общий язык с маленькой Ару. Вначале девчушка боялась фонендоскопа, но врач превратила процедуру осмотра в игру: «Тук-тук, алло, Ару? Ты здесь?». Выясняется, что у девочки ничего серьёзного. Порекомендовали полоскать рот фурациллином и вернулись на базу, где, наконец, сели за ужин. За горячими мантами хорошо идут разговоры за работу, за жизнь, но чу! надо ехать: предварительный диагноз у женщины - гипертонический криз. А вот это оказался вызов из тех, что называются «пустыми», их бывает немало: измерили давление – нормальное. Заодно проверили сердце, кардиограмма тоже в порядке. Кстати, сейчас у каждой бригады есть портативный ЭКГ, это очень удобно для медиков.
СТРАННЫЕ ЛЮДИ
...К часу ночи вызовов не стало, пару часов даже удалось поспать в комнате отдыха. А в 3:40 пришлось резко очнуться и «руки в ноги» помчаться на пересечение Алиева-Тайманова: там произошло ДТП, по предварительным данным есть пострадавшие. На место происшествия выехала бригада №6 в составе врача Армана ЖОЛДАСОВА, фельдшера Мархабы НУРМУХАНОВОЙ и водителя Бахтияра КАМАЛОВА. Едем со включённой сиреной (как раз тот случай, когда это необходимо), но некоторые авто всё равно не уступают дорогу, и приходится выезжать на встречку.
- Странные люди, может быть, в следующий раз как раз к нему будем ехать, чтобы жизнь спасти, - не без горечи комментирует Бахтияр.
Через 4 минуты мы на месте. Столкнулись две машины, травмированы 18-летний водитель и две пожилые женщины. Арман и Мархаба работают молча и быстро, визуально осмотрели, оказали первую медицинскую помощь. Женщины страдают, и при доставке в больницу надо было сделать укол «АДН» (обезболивающая смесь анальгина, демидрола и новокаина), а для этого пришлось на полминуты остановиться: на конкретно этой дороге укол в процессе езды, даже внутримышечный, смог бы произвести разве что фокусник.
Пострадавшие были госпитализированы в 3:50, и пока Мархаба заполняла на них формуляры, мы с Арманом успели немного пообщаться.
- Десять лет здесь работаю, и иногда кажется, что не я выбрал работу, а она меня... – говорит Арман. – За эти годы оснащённость выросла, у всех портативные диагностические устройства. В самых сложных случаях можно проконсультироваться по телефону с более опытными врачами.
- Как у тебя график работы?
- Утром в 10 прихожу, домой ухожу на следующий день. Работа интересная, скучно точно не бывает. Ну и ответственность, конечно, немалая. Кроме чисто медицинских вещей ещё и психология играет роль, люди ведь разные. С ребенком нужно быть ребенком, к старому человеку тоже свой подход.
- А вот сами пациенты не бывало что обижали?
- Нет, мы же им помогаем. Хотя нет, вспомнил случай, это было несколько лет назад. Поехали на вызов в пригородное село, а там пьяный мужик. Измерил давление, температуру, другие параметры - ничего экстраординарного, посоветовал обратиться на всякий случай к участковому врачу. А этот требует какой-нибудь укол. Когда выходил из дома, его друг, тоже нетрезвый, ударил меня кулаком в ухо, нанёс травму. Не знаю как, на каком-то автопилоте отработал ещё два вызова, потом обратился к коллегам и в полицию. Но там заявление почему-то не приняли. Да чего вспоминать, давно это было.
До окончания смены был ещё только один вызов, уже в восемь утра: съездили в село Жанаталап на боли в животе, сделали укол, вернулись на базу. Вскоре время работы закончилось. Приехал я домой, как раньше говорили, «усталый, но довольный». А этим славным ребятам вскоре опять идти в смену.
Фархат АБИЛОВ
Фото и видео автора