Ещё не так давно для жителей Атырауской области слово «землетрясение» означало что-то далёкое, происходящее где-то с другими. Но в последние годы ситуация изменилась, и по мнению ряда специалистов, это во многом связано с интенсивной добычей в нашем регионе углеводородного сырья.
НЕПРИЯТНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТРЕВОГИ АКАДЕМИКА
Вот наблюдения Национального центра сбора и обработки специальной сейсмической информации при РГП "Институт геофизических исследований" по западу страны только за последние полгода.
18 мая 2018 года в 02:50 по астанинскому времени – землетрясение в западном Казахстане, координаты эпицентра 45.96 градуса северной широты, 53.39 градуса восточной долготы, магнитуда mb=3,3, энергетический класс К=7, глубина h=8км.
18 июня 2018 года в 20:30 - землетрясение в западном Казахстане, координаты эпицентра 46.10 с.ш. 53.57 в.д., магнитуда mb=3, энергетический класс К=7, глубина h=8км.
16 декабря 2018 года в 22:45 - землетрясение в западном Казахстане, координаты эпицентра 46.38 с.ш 53.54 градуса в.д., магнитуда mb=3.1, энергетический класс К=7.1, глубина h=13 км.
21 декабря 2018 года в 07:16 - землетрясение в западном Казахстане, координаты эпицентра 46.22 градуса с.ш 53.62 градуса в.д., магнитуда mb=3.3, энергетический класс К=7.5,глубина h=9 км.
Эти подземные толчки практически не ощущаются на поверхности, но уже сейчас настораживает то, что географические координаты приходятся на территорию Жылыойского района на границе с Мангистауской областью, рядом с Каспийским морем, где интенсивно добывается углеводородное сырье.
Многие еще не забыли, как 21 февраля 2011 года на Тенгизском месторождении произошло землетрясение магнитудой 4,1 балла по шкале Рихтера. Работники ТШО, работающие на отдельных южных участках, ощутили эти подземные толчки.
Между тем известный казахстанский учёный, наш земляк, академик Муфтах ДИАРОВ давно бьет тревогу о сейсмической опасности на территории Атырауской области, включая акваторию Каспийского моря, относящуюся к участкам земной коры с возможными магнитудами землетрясений до 6 баллов.
«По данным геофизических исследований, проведенных зарубежными нефтяными компаниями, структуры нефтяных месторождений Кашаган, Кайран, Актоты, Королевское и Тенгизское (своеобразные резервуары) представляют собой единую сложную зону длиной около 160 километров. Очевидно, в пределах этой зоны будут открыты новые залежи углеводородов. Все подсолевые нефтяные резервуары представляют собой гигантскую емкость с аномально высокими давлением, температурой и содержанием сероводородов», - говорится в статье академика «Риски возникновения катастроф при освоении подсолевых углеводородных ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря». «Интенсивное освоение нефти Каспийского моря будет происходить в условиях взаимодействия природных и техногенных факторов. Риск возникновения землетрясений в этих условиях является существенным», - считает академик Диаров.
ИЗДАЛЕКА НЕ РАЗГЛЯДЕТЬ
Мы направили редакционный запрос в Национальный центр сбора и обработки специальной сейсмической информации и получили ответы от его руководителя Натальи МИХАЙЛОВОЙ. В первую очередь она сообщила, что для проведения серьёзных исследований у них нет сейсмических станций на территории, близкой к Атырауской области:
- На западе есть станции Актюбинск и Акбулак, но они находятся достаточно далеко от вашего региона. Все станции передают информацию по спутниковым каналам со своих датчиков и здесь, в Алматы, мы их обрабатываем, затем выставляем на свой сайт. Мы можем записывать у вас землетрясения магнитудой 3 балла и выше – более слабые подземные толчки наши станции с такого далекого расстояния не «разглядят».
- А ставится вопрос о необходимости сейсмостанций в западном Казахстане и, в частности, в Атырауской области?
- Вопрос ставится, потому что западный Казахстан практически не охвачен сейсмическими наблюдениями. У Института сейсмологии, относящегося к министерству науки, здесь вообще нет ни одной станции. После сильного землетрясения в 2008 году возле озера Шалкар в Западно-Казахстанской области разговоры о необходимости сейсмостанций активизировались, но конкретных результатов пока нет. Тут в первую очередь вопрос государственного финансирования.
- Расскажите о землетрясениях на Каспийском море, как они влияют на нас.
- Землетрясения на Каспийском море – явление регулярное, потому что через море от Туркмении на Кавказ проходит большой разлом, на котором постоянно возникают подземные толчки. Именно с этим разломом связаны сильные землетрясения в прошлом на территории Туркмении, на Кавказе и в самом море. Если пройзойдет сильное землетрясение, максимально оно может ощущаться на территории Казахстана как 6-балльное. Но пока максимальная зарегистрированная амплитуда – 4 балла, такие толчки у нас практически не ощутимы. Однако за ними тоже надо наблюдать.
- Так всё же насколько сейсмоопасной сейчас является территория Атырауской области?
- По карте районирования 2006 года ваш регион считался асейсмичным, но в последние годы мы видим, что всё-таки происходят подземные толчки. Поэтому и нужна сеть станций, чтобы исследовать природу этих толчков, понять какого они характера - тектонического или техногенного.
НА ПАМЯТИ ГАЗЛИ И НЕФТЕГОРСК
Мы направили запрос также в в Институт сейсмологии, и получили ответ за подписью сотрудницы этого учреждения Айгуль ДАНАБАЕВОЙ. Она подтвердила, что у института нет сейсмостанций в западном Казахстане, при этом их необходимость сегодня очевидна.
«Для изучения сейсмического состояния любого района проводятся палеосейсмологические исследования (изучение землетрясений, имевших место в прошлом) и исследования землетрясений, зарегистрированных приборами, - сообщает А. Данабаева. - В истории толчки, которые ощущались в атырауском регионе, были в 1208-1209 годах, когда произошло землетрясение на территории нынешнего города Ургенч – его интенсивность ощущалась на территории нынешней Атырауской области в 5-6 баллов. В 1895 году Красноводское землетрясение ощущалось тоже в 5-6 баллов. Интенсивность в 4-5 баллов ощущалась также во время Дагестанского (1830 года), Ашхабадского (1946 год), Газлийского (1976, 1984) землетрясений. А сильных землетрясений непосредственно на территории Атырауской области не было.
Но учитывая нынешнюю интенсивную добычу углеводородного сырья в атырауском регионе, нельзя исключать их в будущем.
В последнее время во многих странах особое внимание уделяется исследованию техногенных землетрясений. Характерные примеры – разрушительные землетрясения 1976 и 1984 года на газовом месторождении Газли (Узбекистан) – в районе, который раньше считался асейсмичным. Или сильное землетрясение в посёлке Нефтегорск на Сахалине в 1995-м году – до этого там 30 лет велась интенсивная добыча нефти и газа».
«НИКАКИХ ДЕФОРМАЦИЙ НЕ ОБНАРУЖЕНО»
Для полноты картины мы направили запросы двум крупным компаниям, которые добывают у нас нефть – ТОО «Тенгизшевройл» и NCOC N.V.
Пресс-служба NCOC предоставила следующий ответ: «В соответствии с требованиями закона Республики Казахстан “О недрах и недропользовании” компания взяла на себя обязательства по строительству морских и наземных станций для Программы мониторинга недр. Строительство велось поэтапно – в 2013 году построено 8 станций мониторинга: пять морских и три наземных в рамках Этапа 1 Программы мониторинга недр (ПМН). Второй Этап был завершен в августе-сентябре 2018-го года, когда компания ввела в эксплуатацию ещё 6 наземных станций, предназначенных для наблюдения за геодинамическими изменениями земной коры и мониторинга недр на месторождении Кашаган.
Сеть станций ПМН полностью покрывает северо-восточный регион Каспийского моря. Два раза в год в рамках отчетности НКОК направляет данные Программы в ГУ “Запказнедра” – межрегиональное подразделение Комитета геологии и недропользования министерства по инвестициям и развитию РК.
С начала добычи углеводородного сырья на месторождении Кашаган никаких наземных деформаций и микросейсмических событий не было обнаружено, что подтверждается данными всех 14 станций мониторинга недр компании НКОК».
У ТШО ответ получился совсем коротким:
«В соответствии с нормативными требованиями ТШО проводит непрерывный мониторинг сейсмической активности с помощью сети сенсоров, расположенных на Тенгизском месторождении. Данные мониторинга направляются в Комитет геологии и недропользования на регулярной основе».
В прошлом году сотрудники Института сейсмологии во время визита депутатов сената парламента заявили, что для эффективной работы необходимо целевое финансирование в рамках единой бюджетной программы «Обеспечение сейсмической безопасности» с разделением на подпрограммы в размере 3,5 млрд тенге в год в течение 10 лет. Сейчас выделяются гораздо меньшие суммы. Чего же ждем?
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА