19 ноября в Атырау в конференц-зале одноимённой гостиницы состоялись предварительные общественные слушания по воздействию на окружающую среду экологической базы реагирования на нефтяные разливы в устье Урала.
Напомним, КазМунайГаз занимается этим проектом уже пять лет. С самого начала выбор месторасположения базы пал на устье реки Урал – в районе посёлка Дамба, в непосредственной близости от природного заповедника «Ак Жайык». Кроме того, это место хода рыбы во время нереста, в том числе ценных осетровых пород.
НЕЛЕГИТИМНЫЕ СЛУШАНИЯ
На этот раз убеждать атыраучан в необходимости размещения базы в устье Урала пришла солидная делегация в составе представителей КазМунайГаза (заказчика проекта), Казахстанского научно-исследовательского геологоразведочного института (проектировщик), иностранных менеджеров консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) и чиновников-экологов из министерства охраны окружающей среды. Также свой «одобрямс» высказали российские натуралисты из компании «Биоценоз», которые изучали вероятность воздействия базы на флору и фауну Каспия.
Местную общественность представляли экологические активисты во главе с академиком Муфтахом ДИАРОВЫМ (на снимке). Поддержать их приехал из Алматы председатель партии "зелёных" "Руханият" Серикжан МАМБЕТАЛИН.
В самом начале собрания «зелёные» заявили, что эти общественные слушания нелегитимны.
– Полный пакет документов по оценке воздействия на окружающую среду мы, представители общественности, получили лишь 18 ноября – то есть за день до проведения этих слушаний. Нарушена процедура, поэтому мы заявляем, что данные общественные слушания нелегитимны, – сказала председатель НПО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА.
Её замечание внесли в протокол.
РЕШЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ
Выступивший генеральный заказчик строительства СКЭБР гендиректор ТОО «Тениз Сервис» (дочерняя структура компании "КазМунайГаз") Газиз КУСАЙЫН рассказал, что было рассмотрено три варианта размещения базы: в районе поселка Дамба и два участка на полуострове Пешной. По его словам, основными критериями стали: наименьшее воздействие на окружающую среду; близость к морским месторождениям; возможность доставки оборудования к месту аварии.
– В январе 2009 года, во время своего визита в Атыраускую область, премьер-министр дал поручение правительству рассмотреть и дать рекомендации по строительству СКЭБР на одном из трёх альтернативных участков. На основании заключений министерств охраны окружающей среды, сельского хозяйства, нефти и газа акиму Атырауской области было поручено обеспечить расположение базы на канале Приморский, в трех километрах от поселка Дамба, – заявил руководитель «Тениз Сервис».
В конце своего выступления г-н Кусайын фактически предрешил дальнейший ход общественных слушаний.
– В июле 2010 года состоялось совещание по реализации проекта СКЭБР под председательством министра нефти и газа Сауата Мынбаева. На совещании четыре министра подписали протокол, согласно которому строительство базы реагирования в районе Дамбы должно быть закончено до 31 августа 2012 года, – заявил Газиз Кусайын.
Это означает, что базу реагирования в заповедной дельте Урала построят, невзирая на протесты общественности и вопреки всем природоохранным нормам. Впрочем, спешка нефтяников вполне объяснима – на конец 2012 года на Кашагане намечена добыча первой казахстанской морской нефти, а на базе реагирования ещё конь не валялся.
А РОССИЯНЕ ПОСМОТРЯТ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ
Тезисы остальных спикеров, выступавших «за СКЭБР на Дамбе», выглядели на этом фоне как жалкая попытка подсластить пилюлю.
Представители КазНИГРИ и Каспиймунайгаза говорили в основном об идеальной технической стороне проекта. Чиновники-экологи из министерства охраны окружающей среды пытались внушить собравшимся, что база реагирования никак не повлияет на природу.
Не разрядил обстановку и оптимистичный доклад астраханского геоботаника Геннадия ЛОСЕВА (на снимке) из научно-производственного коллектива «Биоценоз», видимо, «для объективности» приглашенного казахстанскими нефтяниками.
– Россия тоже активно осваивает морские месторождения в своей части Каспия. Мы сейчас очень внимательно наблюдаем за казахстанским проектом строительства базы реагирования на нефтяные разливы. В планах России несколько вариантов строительства аналогичных баз, например, в дельте Волги. И нам нужен ваш опыт, – заявил Геннадий Лосев, отметив, что он выступает как частное лицо.
Из зала кто-то бросил реплику: «Умный учится на чужих ошибках!»
«СЯДЕМ (В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЯМУ) УСЕ!»
Затем заслушали общественность. Первым выступил академик Муфтах Диаров, который отметил, что Казахстан – в угоду иностранным нефтедобытчикам – способствует тотальному уничтожению своих рыбных запасов.
– Согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях», акватория северо-восточного шельфа Каспия и дельта Урала входят в охраняемую заповедную зону и предназначены для сохранения рыбных ресурсов. Ниже поселка Дамба находятся круглогодичные зимовальные ямы рыбы, там проходят нерестовые маршруты осетровых и запрещено рыболовство. Устье Урала является местом скопления миллионов птиц и их гнездования. При строительстве здесь СКЭБР любое судоходство может стать угрозой для рыбьей молоди, помешать ходу рыбы на нерест в Урал. Очень печально, что нефтяники выбрали самое экологически уязвимое место в дельте Урала, – сказал академик.
Аксакал считает, что если «добро» на строительство базы реагирования на Дамбе было получено от главы государства, то очевидно, что его неправильно информировали.
– Нурсултан Назарбаев всегда требовал от правительства и иностранных инвесторов строгого соблюдения природоохранного законодательства и бережного отношения к заповедным территориям Каспия. Необходимо привлечь к юридической и финансовой ответственности руководство «Тениз Сервис» за волокиту при выборе месторасположения СКЭБР и подыскать альтернативный вариант размещения базы на побережье Северного Каспия, – был категоричен Муфтах Диарович.
Галина Чернова в своей экспрессивной манере стала изобличать чиновников-экологов из Астаны:
– Кого вы обманываете? Пожинать плоды будем все! Вы участвуете в переговорах и разрабатываете документы по астанинской инициативе «Зелёный мост» (проект экономического развития и наращивания государственного потенциала без ущерба окружающей среде и природным ресурсам. – Прим.автора). Некоторых из вас я знаю как подлинных экологов, борцов за природу. Мне непонятно, почему в вопросе со СКЭБР с вами произошла такая метаморфоза? Вы определитесь, с кем вы!
Она пообещала подать в суд на заказчиков и разработчиков СКЭБР и дойти до международного комитета по соблюдению Орхусской конвенции в Женеве.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Экологический активист и руководитель НПО «Арлан» Макс БОКАЕВ спросил у представителей «Тениз Сервис»:
- Каким образом СКЭБР будет реагировать на аварии во время весенней путины – когда запрещено любое судоходство на реке, или зимнего ледостава – когда вся дельта Урала замерзает? Как будете доставлять оборудование с базы? По воздуху? Но у вас там нет вертолетной площадки...
В ответ – тишина. Без ответа остался и другой вопрос Бокаева: было ли направлено письмо-уведомление о строительстве СКЭБР в международный комитет по соблюдению Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях. Напомним, что в мае 2007 года Казахстан ратифицировал Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве места обитания водоплавающих птиц, которая была принята в феврале 1971 года в иранском городе Рамсар.
Того, кто может компетентно ответить, на какой уровень защиты рассчитана база реагирования, искал и лидер партии «зеленых» «Руханият» Серикжан Мамбеталин.
На реплику из президиума: «Тут собрались квалифицированные специалисты из КазМунайГаза, Северо-Каспийского международного консорциума. Какой специалист вам ещё нужен?» – г-н Мамбеталин напомнил нефтяникам:
– Вы знаете, что Северо-Каспийскому консорциуму всё равно, есть ли эта база реагирования или её нет? По Соглашению о разделе продукции весь экологический ущерб от нефтяных операций понесет Казахстан. За загубленную природу будем платить мы, а не иностранцы!
Никто в зале не ответил на важный вопрос представителя областного департамента по чрезвычайным ситуациям: какую технику задействуют в случае аварии для тушения пожаров и для сбора разлитой нефти на море?
Модераторы слушаний попросили собрать все вопросы и предложения в письменном виде и внести их в протокол собрания – для дальнейшей передачи в министерство охраны окружающей среды РК, которое выдаст заключение по госэкспертизе проекта.
В целом сложилось чёткое впечатление, что все эти встречи с общественностью нефтяникам нужны просто для галочки. «Добро» от правительства у них в кармане, есть конкретные сроки строительства, земельный участок для базы прямо на рыбных тонях акимат им уже оформил. Нашего с вами мнения они никогда не спрашивали. После всех этих слушаний по КПА и Карабатану это стало как дурное дежавю…
Азамат МАЙТАНОВ
Фото С.Тойкен