Это письмо пришло в «АЖ» от очень уважаемого, проверенного многими годами нашего автора - академика Муфтаха Диаровича ДИАРОВА.
Летом 2018 года в Атырауской области и в городе Атырау стоит месяцами чаще безветренная экстремальная изнурительная жара. Температура воздуха днем в тени доходит до 37-420С, на солнце свыше 500С. При этом асфальт и брусчатка улиц нагреваются до 60-700С и ночью, остывая, полученный днем жар отдают в атмосферу. В воздухе ощущается острая нехватка кислорода, дышать становится трудно.
В городе днем и ночью курсируют свыше 150 тысяч автомашин. Известно, что каждая автомашина при 1000 км пробега в среднем уничтожает годовую норму потребления кислорода одного человека. Трудно представить себе, сколько уничтожат кислорода в воздухе все автомашины, проезжающие в городе.
Настоящим бичом города стало загрязнение, связанное с автотранспортными средствами. Выбросы их происходят на небольшой высоте и в непосредственной близости от мест проживания людей. В выхлопных газах выделяется в атмосферу около 200 видов загрязняющих веществ, включая канцерогенные. Количество таких выбросовпо Атырауской областисоставляет свыше 120 тыс. тонн в год, но это вообще не учитывается в республиканских статистических отчетах.
В неблагоприятных метеорологических условиях законом предусмотрены смягчающие воздействия на отрицательные факторы погодных условий на жителей города. К таким можно было бы отнести:
- полив водой набережной части реки Урал (где люди чаще собираются) и центральных улиц 1-2 раза в сутки;
- регулировка движения автомашин, не допуск в город большегрузных автомашин типа Камаз, для этого есть объездные дороги;
- усиление контроля над выхлопными выбросами на улицах с напряженным движением транспортных средств, выявление неисправных автомашин с неполным сгоранием выхлопных газов и принятие мер по их исправлению;
- усиление контролянад качеством бензина, реализуемого на автозаправочных станциях, ведь от него зависит степень возгорания выхлопных газов автотранспортных средств;
- обеспечение бесперебойной работы фонтанов (фонтаны в Атырау почти не работают) на улицах города;
- усиление контроля над технологическими выбросами в атмосферный бассейн промышленными предприятиями города, которые они должны производить с учетом конкретных погодных условий, главными из которых являются направление и скорость ветра.
К сожалению, все эти меры в городе почти не выполняются.
Поразительно, но имеются факты, способствующие усилению влияния неблагоприятных метеорологических условий на здоровье жителей Атырау. С молчаливого согласия властных структур в Атырау в жару 38-420С в тени и свыше 500С на солнце дорожниками многократно производилось асфальтирование улиц «своими инновационными методами», которые заключаются в следующем. Предварительно улицы очищались, имеющиеся ямы «штопались» строительными материалами, затем горячий жидкий битум температурой порядка 70-800С выливался автотранспортом на таким образом подготовленные дороги. При этом происходило сцепление старой части асфальта с тонким слоем горячего полужидкого битума. Газовая часть битума путем испарения уходила в нижний слой атмосферы. В жидких битумах имеются сотни вредных веществ, включая канцерогенные. В результате происходило массовое отравление токсикантами (парами битума) жителей города, запах от битума стоял неделями. Симптомы отравления разные:головная боль, головокружение, тошнота и рвота, повышение давления, сердечные приступы. При этом токсиканты, попавшие в организм человека, сохраняются в нем навсегда.
Наши исследования показали, что удельное количество общих заболевших, приходящихся на 1 тонну выбросов вредных веществ в атмосферный бассейн, из года в год растет. Например, общее количество заболевших людей, приходящихся на 1 тонну выбросов вредных веществ в атмосферный бассейн Атырауской области, составляет за 2011-2015 гг. 3 человека, а за 2016-2020 гг. составит 6 человек.
Нам непонятно, кого обманывают дорожники-строители. Ведь через год дорогу надо будет снова асфальтировать. Оценкой качества работ и исчезновением выделенных средств для полноценного ремонта дорог займутся, наверное, правоохранительные органы.
В подсолевых нефтях месторождений Жанажол, Прорва (Морское) и других, частично перерабатываемых Атырауским нефтеперерабатывающим заводом, имеются сильнейшие яды меркаптаны 4-х модификаций, предельно допустимая концентрация которых составляет 0,000009 млгр./м3.
Меркаптаны представляют собой высокотоксичные химические вещества, относящиеся ко второму классу опасности по принятой международной шкале.
Любое количество меркаптанов в воздухе, даже ничтожно малое – всего четыре молекулы (т.е. одна миллиардная доля миллиграмма) в кубическом метре – уже несет опасность. В ничтожных концентрациях пары меркаптана вызывают рефлекторную тошноту и головную боль. В более высоких концентрациях влияют на центральную нервную систему, обладают наркотическим эффектом. Меркаптан легко проникает через кожу, раздражает слизистые оболочки глаз, рта, носа, может приводить к потере сознания и даже остановке дыхания. Запах меркаптана обнаруживается в воздухе при содержании 0,000000002 млгр./м3, т.е. уже то, что мы чувствуем этот тошнотворный запах, говорит о наличии меркаптана в воздухе.
В Западном Казахстане подсолевые нефти Жанажольского месторождения характеризуются самым высоким содержанием меркаптанов 4-х модификаций. Такую нефть в течение нескольких лет частично перерабатывает АНПЗ. Однако нам стало известно, что контроль наличия меркаптанов отходящих факельных газов не осуществляется. Получается, что меркаптаны в городе находятся на АНПЗ в перерабатываемом сырье. Но они совершенно не изучаются, что является халатностью руководства АНПЗ и вышестоящих уполномоченных органов. Поражает безответственность отдельных исполнителей.
Необходимо в срочном порядке изучить количество меркаптанов, выбрасываемых в атмосферный бассейн г.Атырау.
Кроме того, АНПЗ в год получает несколько тысяч тонн элементарной серы. Имеются ли в ней следы меркаптанов, неясно. При этом элементарную серу употребляют в качестве корма некоторые тиобактерии, отходами этих бактерий является серная кислота. Тиобактерии хорошо развиваются при температуре свыше 150С. При этом, какое количество серной кислоты выделяется в атмосферный бассейн при хранении массы элементарной серы, так же не изучается. Элементарная сера при соприкосновении с влагой легко переходит в серную кислоту и другие газы (окись серы, серный ангидрит), они также не изучены.
Руководитель областного департамента экологии Кабижан Капанов рассказал о результатах мониторинга качества воздуха в пределах Атырау, проводившегося по заданию акимата области с 2 апреля по 19 мая 2018 года. За май зарегистрировано 92 факта, самые высокие превышения предельно-допустимой концентрации (ПДК) по сероводороду – от 10 до 25 ПДК.
Ни в пригороде Атырау, ни на берегу Каспийского моря в пойме реки Урал для города свыше 300 тысяч жителей нет ни одного постоянно действующего круглогодичного санатория, дома отдыха или туристических баз.
В городе не хватает спортивных сооружений. Нет хотя бы одного современного стадиона, рассчитанного на посещение 30-35 тыс. человек, с центральным футбольным полем, беговыми дорожками и помещениями для занятия другими видами спорта.
Почти не строятся здания для учреждений культуры.
В целом город остро нуждается в зеленых насаждениях.
Истинное сожаление вызывает то, что свыше 20% жителей города живут еще в старых саманных домах, построенных в прошлом веке, в результате длительной просадки порядка 1,5 м вглубь нижний край окон таких домов оказался сейчас на уровне поверхности земли. Пора им предоставить новое жилье, а на месте их домов заложить добротный городской парк для отдыха населения, а не очередной торговый центр или ресторан.
По данным медиков, количество заболевших туберкулезом за первые 4 месяца 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года выросло на 18%, а онкозаболевших на 28%.Таким образом, количество тяжело заболевших людей из года в год растет. Пора бить тревогу властным структурам по этим вопросам.
Муфтах ДИАРОВ, академик НАН РК