Эти подростки не слышат и не могут говорить, но побеждают на республиканских и международных фестивалях. Корреспондент «АЖ» побеседовал с ними, а также с их преподавателем Исатаем ЕЛЕУСИНОВЫМ, который уже 8 лет работает в Атырауской областной специальной школе-интернате №1 для детей с нарушением слуха. Он преподаёт здесь пение, танцы и шитьё.
- Исатай, если помните, «Ак Жайык» писал о вас ещё в 2010-м году. С тех пор школу окончили сотни детей. Чем они сейчас занимаются?
- Большинство первых выпускников были из Курмангазинского района. Они сейчас трудятся там на рыбных промыслах. А в филиале Казахского общества глухих в Атырау есть цех по пошиву спецодежды и постельных принадлежностей, и наши выпускники последних лет в основном работают там.
- Какие достижения своих учеников вы бы отметили?
- Вокально-танцевальный ансамбль «Шаттық» 6 лет подряд занимает призовые места на республиканском детском конкурсе «Жұлдызай». И на международном детском конкурсе almaly.kz, прошедшем в Атырау, мои ребята выиграли первое место. Это был международный конкурс, в жюри были представители разных стран. Мы им не говорили, что наши дети не слышат, только назвали имена и номера, который они будут исполнять. И только после того, как жюри выставило оценки, они узнали об этом и очень удивились.
- У таких детей психология все-таки отличается. Как вы всё доносите, как объясняете?
- У них совсем иные взгляды на жизнь. Для них инвалиды – это люди без рук и без ног. Они только не слышат, а в остальном у них всё нормально. Они всё умеют делать, и даже лучше, чем обычные люди. Сейчас ребята готовятся к конкурсам «Жадыра, жас дарын», «Би думаны», которые пройдут в марте. После уроков они репетируют, потом шьют себе костюмы. Я им только делаю выкройку.
- А для костюмов средства выделяются?
- Нет. Директор ищет спонсоров. Мы покупаем только ткани, на 10 девочек выходит где-то на 100 тысяч тенге.
- Что нового готовите к предстоящим конкурсам?
- В нашем репертуаре есть песни про Казахстан, родную землю. Не все песни нам подходят, и в этом плане нам очень удобно исполнять вещи из репертуара группы «Кешью».
- Каким образом дети попадают в вашу школу?
- Насколько я знаю, в районах немало детей с такими нарушениями, но родители не отдают их в спецшколу – просто не знают, что есть такая. В поездах, когда мы едем на конкурсы, фестивали, знакомимся с разными людьми, они спрашивают, интересуются, куда это мы все собрались. Потом рассказывают о нас своим знакомым, родным, так и появляются у нас новые ученики.
- А куда идут ученики после школы?
- Например, вот эта девочка Каракоз поступила в колледж сервиса на специальность дизайнера. А Перизат хочет стать хореографом. Девочки в основном идут на специальность повара, а мальчики – в строительство. Наши дети больше любят практические уроки, нежели теорию. Раньше у них был страх, что они не смогут учиться в колледжах. Но когда один из них поступил, закончил и устроился на работу, остальные пошли по его стопам. Сейчас у всех наших детей есть цель – закончить школу, выучиться на востребованную специальность, работать. Девочки умеют шить, готовить.
- А сколько специальностей лично у вас?
- Первая моя профессия – автомеханик. Потом получил образование музыканта, в дальнейшем освоил специальности хореографа, сурдопереводчика, у меня имеются сертификаты. Сурдоперевод я освоил здесь, в этой школе. И с тех пор каждый год совершенствую свои навыки в Астане. С каждым годом словарный запас пополняется. В этом году общество глухих выдало мне сертификат сурдопереводчика.
Нурбейбит НУГМАНОВ
Фото и видео автора