Красный диплом по специальности «автомеханик» Исатаю ЕЛЕУСИНОВУ пока не пригодился, и кто знает, пригодится ли вообще. Потому что 20-летний парень сегодня занимается другой работой, к которой прикипел всем сердцем.
Исатай работает хореографом. Учит танцам тех, кто не может слышать музыку. Когда воспитанники специальной коррекционной школы для слабослышащих детей выходят на сцену, порой зрители даже не догадываются, что танцоры на самом деле пребывают в полной тишине.
– Исатай, ты получил специальность, далекую от искусства. Как же получилось, что стал хореографом, да еще у таких необычных танцоров?
– Дело в том, что я занимаюсь танцами с шести лет. И сейчас танцую в ансамбле «Жайык Кыз». В какой-то момент понял, что танцы – именно то, что близко моей душе, то, чем мне хотелось бы заниматься каждый день.
В коррекционной школе оказался совершенно случайно. Для директора школы Збиды Марденовой было головной болью, чем бы занять детей в свободное от учебы время. Так мне и предложили попробовать позаниматься с детишками хореографией.
– Тебе достались необычные ученики. Наверное, было сложно?
– Поначалу действительно было трудно. Так как ребята совсем не слышат, они танцевали, наоборот, как бы это сказать, «громко». Много времени ушло, чтобы объяснить им, что в танце нужно порхать, как пушинка, а не топать. Сложностей много было, но я думаю, главное – не унывать и трудиться, тогда всего можно достичь.
– Как удалось найти с ребятами общий язык, учитывая неизбежные трудности в общении?
– Хочу сказать, что у этих детей большая и красивая душа, только откроют они её тому, кто сам откроет для них свои душу и сердце. Общаясь с ними, я как-то и не заметил, что овладел языком жестов. Так что общение в скором времени существенно облегчилось, ведь я заговорил на их языке. Теперь, по прошествии года, я понимаю, что это не просто дети, которых я обучаю танцам – они мне стали родными.
– Мне очень интересны «технические», скажем так, моменты. Как проходит обучение тому или иному танцу?
–Вот здесь, я думаю, как раз и будут уместны слова о том, что невозможное возможно. Когда мы начинаем разучивать новый танец, ребята спрашивают у меня: «А какой это танец? С каким он характером? Что нам нужно передать в этом танце?» Понимаете ли, у каждого танца есть свой характер, и очень важно правильно его донести. Вот, допустим, если взять танец «Кыз Куу», то про него можно сказать, что это танец с мужским характером. И танцевать его нужно так резко, чтобы передать всё то, что испытывает джигит в погоне за девушкой. А вот, например, танец «Кара Жорга» тихий и спокойный, здесь много пластики в движениях. Разговариваем мы, конечно, на языке жестов, но вот именно характер танца больше передает мимика. Все эмоции приходится «вырисовывать» на лице. Ну а чтобы ловить ритм, мы учимся танцевать под счёт. Я отсчитываю им такт. Так и рождаются наши танцы. Правда, повторять их приходится буквально каждый день. Это слышащий может услышать музыку, и в памяти сразу всплывает танец, а здесь немного сложнее. Но мы с этим справляемся.
– Сколько сейчас у тебя танцоров?
– Начинали с малого. Сначала прикоснуться к волшебству танца проявили желание две девочки, потом к нам присоединились два мальчика. Так родилась группа «Шаттык». Маленькие смотрели на старших и тоже загорелись. Сейчас у нас есть и младшая танцевальная группа «Балдаурен» из восьми девочек. Мы детей не заставляем заниматься танцами. Занимаются только те, кто действительно хочет, кто сам пришел.
– У любой работы должен быть результат. Каких результатов добился ты за год работы?
– Для меня главный результат – то, что у детей загорелись глаза, в них появилась искра жизни. Когда я пришел, они были с каменными лицами. А теперь они улыбаются – и улыбаются от души, по-настоящему! Это дорогого стоит.
А если говорить о результатах творческой работы ребят, то они, во-первых, на всех праздниках радуют своими выступлениями других учащихся. В этом году мы побывали в Актобе на конкурсе творчества между школами-интернатами для слабослышащих детей. А в начале декабря приняли участие в Атырауском областном фестивале творчества инвалидов. Я думаю, что участие в подобных мероприятиях очень полезно. У детишек появляется стимул двигаться дальше, открывать для себя новые горизонты, и самое главное – им это очень нравится. Да и просто по-другому начинают относиться к себе и к окружающему миру.
– А когда ребята выступают на сцене, сильно переживаешь?
– Не то слово! Я во время своих выступлений так сильно не переживаю, как за них. Волнуюсь очень, что не попадут в такт, что забудут движения. Но они большие молодцы. Ответственности, упорства и целеустремленности им не занимать.
Да за них не только я переживаю, а вся школа! Ведь в нашем творчестве нам помогает практически весь коллектив. Даже, к примеру, костюмы, как говорится, шьем всем миром. Все вместе разрабатываем эскизы. А наша швея Айжамал Сакенова претворяет все наши идеи в жизнь.
– У каждого человека есть мечта. Откроешь нам свою?
– Как бы это странно ни прозвучало, но мечтаю я не за себя. Моя мечта в том, чтобы у этих детей было достойное будущее.
– Ты счастлив?
– Я думаю, что да. Занимаюсь любимым делом и получаю от этого истинное удовольствие. Иногда задумываюсь обо всем этом и чувствую себя батарейкой. Отдаю всю свою энергию, а потом снова заряжаюсь от этих ребят. А ещё свет в детских глазах – это и есть, наверное, настоящее счастье.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото В. Истомина