Гуляли по Атырау со своей чешской подругой и обратили внимание на слишком крутые пандусы у входа в магазины и кафе. После наших обсуждений, возможно ли попасть по ним внутрь, подруга задала мне вопрос: «А ты вообще замечала на ваших улицах инвалидов?»
– Нет.
– Может, у вас их нет? В Праге я часто встречаю их, особенно по выходным. Они любят кормить лебедей у реки Влтавы, посещают кофейни, гуляют в парке с собаками и спокойно передвигаются по городу.
Сегодня в нашей нефтяной столице проживают 305 тысяч человек, из них около 21 тысячи – инвалиды, в том числе 634 колясочника. А я ведь за последние годы не увидела на улицах ни одного из них.
ЗАГАДКА ОТ СТРОИТЕЛЕЙ
– Когда человек получает травму, делающую его инвалидом, у него начинается борьба внутри себя. Это годы отчаяния и депрессии. И вот, когда ты вроде бы справился, «спотыкаешься» о первый же порог своей квартиры. И вновь четыре стены, – говорит инвалид-колясочник Гульназ КОСМУРЗИЕВА.
По словам руководителя департамента труда, социальной защиты и миграции по Атырауской области Темира ЕСТЕБАЕВА, жильё для инвалидов государство предоставляет:
Вместе с Темиром Естебаевым мы отправились к дому №65 в микрорайоне Нурсая, откуда неоднократно поступали жалобы проживающей там женщины с ограниченными возможностями.
Вполне приличный на первый взгляд пандус оказался непреодолимым препятствием между здоровой мной и подъездом. Неправильные угол наклона, длина, отсутствие прорезиненного покрытия и перил. И самое загадочное: пандус в подъезд есть, а на лестничную площадку, где, собственно, и располагается квартира, – нет.
МОПЕД ТУТ НЕ ПРОЕДЕТ
Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов в нашей стране существует с 2012 года. Это совокупность требований, которым должны отвечать городские объекты и общественный транспорт для того, чтобы маломобильные группы населения могли беспрепятственно передвигаться. Что касается транспорта: человеку с ограниченными возможностями требуется инватакси, которое имеется в областном центре в количестве 7 штук. Сейчас оно временно перестало функционировать и возобновит деятельность только после проведения конкурса по госзакупкам. Поэтому пока большинство инвалидов вновь приковано к своим домам. Да и водители инватакси зачастую развозят их лишь в нескольких направлениях – пенсионный фонд, налоговая, ЖКХ.
– Почему мы должны ограничивать себя исключительно походами в ЦОН, горсобес или ЖКХ? Я ещё молодая и хочу посещать салоны красоты, к примеру. Хочу спокойно перемещаться по супермаркетам, выбирая продукты, которые мне действительно понравятся, а не покупать то, что имеется в ближайшем магазине. Хочу ездить на рынок за свежими овощами и фруктами. Я хочу быть частью общества, хочу жить полноценно! – эмоционально говорит Гульназ Космурзиева.
Что касается общественного транспорта – у крупнейшего перевозчика ТОО «Айс Транс Холдинг» имеется лишь пять автобусов, приспособленных для инвалидов.
– Однажды мне надоело чувствовать себя обузой и постоянно просить о помощи своих близких, друзей и знакомых. Посоветовавшись с родными, я решила купить специальный мопед для инвалидов, чтобы самостоятельно передвигаться по городу. В Германии такой мопед стоит около 8 тысяч евро, но мы купили дешевле – с рук. Однако улицы нашего города оказались ему не по зубам – не везде есть пологий спуск с тротуара и практически кругом преграда в виде высокого бордюра. Вот уже два года мой мопед простаивает, – рассказывает инвалид-колясочник Алия.

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ПАНДУСА
Удивительно, но у такого социально значимого объекта как областной драматический театр вообще отсутствует пандус. Подъем по большому количеству ступенек для инвалидов сродни восхождению на Эверест.
Сейчас театр закрывается на реконструкцию, стоимость которой оценена в 800 млн тенге. Может, подрядчику удастся «уложить» в этот бюджет и установку пандуса?
В южной столице члены городского общества инвалидов вместе с чиновниками проводят рейды на предмет пригодности зданий для лиц с ограниченными возможностями. Все замечания направляются ответственным лицам. За невыполнение требований нарушителей ожидают внушительные штрафы – от 100 до 700 тысяч тенге. При повторном выявлении нарушений суммы удваиваются. При этом рабочая группа может нагрянуть в любое общественное место в любое время.
ВИЗИТ К ЧИНОВНИКАМ
Раздобыв инвалидную коляску, мы со своим коллегой – достаточно крепким парнем – попытались наведаться в несколько общественных мест.
Первым по списку был городской отдел ЖКХ. Мой напарник, сидевший в коляске, даже не смог добраться до пандуса – путь к нему преградил мини-бордюр, и преодолеть его, как и забраться на сам пандус, коллега смог только с моей помощью. Подталкивать коляску сзади было очень трудно, я постоянно соскальзывала назад и тянула за собой напарника. Кое-как на пандус мы всё же заехали.
Далее – городской акимат. Десятисантиметровая ступень, обложенная кафелем – всё, что мы увидели у центрального входа. Зато в «предбаннике» здания имеется пандус – узкий по ширине и крутой по высоте, тоже покрытый кафельной плиткой. Проверить его мы не смогли, да тут и без всякой проверки всё было понятно.
Проверили на пригодность и пандус, что у подъема на пешеходный мост Жилгородок – Авангард. Сейчас он покрыт толстым слоем льда, и заехать на него невозможно, но можно спуститься – прямиком в травмпункт.
А у центрального входа горсобеса пандуса и вовсе нет. Вот и получается, что безбарьерная «Доступная среда» есть только на бумаге, но не в реальной жизни.
Анастасия АЛЮШИНА
Фото и видео: Марат ТАКУЛИН
В Атырау +3