Атырау, 6 декабря 09:01
 ясноВ Атырау +3
$ 504.49
€ 587.73
₽ 6.57

Доступная среда: На бумаге и в жизни

Фото Видео
11 404 просмотра


Гуляли по Атырау со своей чешской подругой и обратили внимание на слишком крутые пандусы у входа в магазины и кафе. После наших обсуждений, возможно ли попасть по ним внутрь, подруга задала мне вопрос: «А ты вообще замечала на ваших улицах инвалидов?»

Нет.

– Может, у вас их нет? В Праге я часто встречаю их, особенно по выходным. Они любят кормить лебедей у реки Влтавы, посещают кофейни, гуляют в парке с собаками и спокойно передвигаются по городу.

Сегодня в нашей нефтяной столице проживают 305 тысяч человек, из них около 21 тысячи – инвалиды, в том числе 634 колясочника. А я ведь за последние годы не увидела на улицах ни одного из них.

ЗАГАДКА ОТ СТРОИТЕЛЕЙ

Когда человек получает травму, делающую его инвалидом, у него начинается борьба внутри себя. Это годы отчаяния и депрессии. И вот, когда ты вроде бы справился, «спотыкаешься» о первый же порог своей квартиры. И вновь четыре стены, – говорит инвалид-колясочник Гульназ КОСМУРЗИЕВА.

По словам руководителя департамента труда, социальной защиты и миграции по Атырауской области Темира ЕСТЕБАЕВА, жильё для инвалидов государство предоставляет:

Темир ЕСТЕБАЕВ.
Квартиры, как и положено, на первых этажах в домах, оснащённых пандусами. Только вот большинство этих пандусов  установлено с грубейшими нарушениями правил.

Вместе с Темиром Естебаевым мы отправились к дому №65 в микрорайоне Нурсая, откуда неоднократно поступали жалобы проживающей там женщины с ограниченными возможностями.

Вполне приличный на первый взгляд пандус оказался непреодолимым препятствием между здоровой мной и подъездом. Неправильные угол наклона, длина, отсутствие прорезиненного покрытия и перил. И самое загадочное: пандус в подъезд есть, а на лестничную площадку, где, собственно, и располагается квартира, – нет.




МОПЕД ТУТ НЕ ПРОЕДЕТ

Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов в нашей стране существует с 2012 года. Это совокупность требований, которым должны отвечать городские объекты и общественный транспорт для того, чтобы маломобильные группы населения могли беспрепятственно передвигаться. Что касается транспорта: человеку с ограниченными возможностями требуется инватакси, которое имеется в областном центре в количестве 7 штук. Сейчас оно временно перестало функционировать и возобновит деятельность только после проведения конкурса по госзакупкам. Поэтому пока большинство инвалидов вновь приковано к своим домам. Да и водители инватакси зачастую развозят их лишь в нескольких направлениях – пенсионный фонд, налоговая, ЖКХ.

Почему мы должны ограничивать себя исключительно походами в ЦОН, горсобес или ЖКХ? Я ещё молодая и хочу посещать салоны красоты, к примеру. Хочу спокойно перемещаться по супермаркетам, выбирая продукты, которые мне действительно понравятся, а не покупать то, что имеется в ближайшем магазине. Хочу ездить на рынок за свежими овощами и фруктами. Я хочу быть частью общества, хочу жить полноценно! – эмоционально говорит Гульназ Космурзиева.

Что касается общественного транспорта – у крупнейшего перевозчика ТОО «Айс Транс Холдинг» имеется лишь пять автобусов, приспособленных для инвалидов.

Однажды мне надоело чувствовать себя обузой и постоянно просить о помощи своих близких, друзей и знакомых. Посоветовавшись с родными, я решила купить специальный мопед для инвалидов, чтобы самостоятельно передвигаться по городу. В Германии такой мопед стоит около 8 тысяч евро, но мы купили дешевле – с рук. Однако улицы нашего города оказались ему не по зубам – не везде есть пологий спуск с тротуара и практически кругом преграда в виде высокого бордюра. Вот уже два года мой мопед простаивает, рассказывает инвалид-колясочник Алия.


ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ПАНДУСА

Удивительно, но у такого социально значимого объекта как областной драматический театр вообще отсутствует пандус. Подъем по большому количеству ступенек для инвалидов сродни восхождению на Эверест.

Сейчас театр закрывается на реконструкцию, стоимость которой оценена в 800 млн тенге. Может, подрядчику удастся «уложить» в этот бюджет и установку пандуса?

В южной столице члены городского общества инвалидов вместе с чиновниками проводят рейды на предмет пригодности зданий для лиц с ограниченными возможностями. Все замечания направляются ответственным лицам. За невыполнение требований нарушителей ожидают внушительные штрафы от 100 до 700 тысяч тенге. При повторном выявлении нарушений суммы удваиваются. При этом рабочая группа может нагрянуть в любое общественное место в любое время.

ВИЗИТ К ЧИНОВНИКАМ

Раздобыв инвалидную коляску, мы со своим коллегой – достаточно крепким парнем – попытались наведаться в несколько общественных мест.

Первым по списку был городской отдел ЖКХ. Мой напарник, сидевший в коляске, даже не смог добраться до пандуса – путь к нему преградил мини-бордюр, и преодолеть его, как и забраться на сам пандус, коллега смог только с моей помощью. Подталкивать коляску сзади было очень трудно, я постоянно соскальзывала назад и тянула за собой напарника. Кое-как на пандус мы всё же заехали.

Далее – городской акимат. Десятисантиметровая ступень, обложенная кафелем – всё, что мы увидели у центрального входа. Зато в «предбаннике» здания имеется пандус – узкий по ширине и крутой по высоте, тоже покрытый кафельной плиткой. Проверить его мы не смогли, да тут и без всякой проверки всё было понятно.

Проверили на пригодность и пандус, что у подъема на пешеходный мост Жилгородок – Авангард. Сейчас он покрыт толстым слоем льда, и заехать на него невозможно, но можно спуститься – прямиком в травмпункт.

А у центрального входа горсобеса пандуса и вовсе нет. Вот и получается, что безбарьерная «Доступная среда» есть только на бумаге, но не в реальной жизни.




Анастасия АЛЮШИНА

Фото и видео: Марат ТАКУЛИН

11 января 2018, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.