
Какой будет политическая жизнь Казахстана в 2018 году, когда начнется транзит власти? На эти и другие вопросы «АЖ» отвечает кандидат политических наук, руководитель Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай УМБЕТАЛИЕВА.
- Что из случившегося в политической жизни Казахстана в 2017 году стало для вас неожиданностью?
- Неожиданным для меня был «конфликт» с Кыргызстаном, вернее, реакция Казахстана на заявления президента Кыргызстана. Во внутренней политике - переход на латиницу. Лично я сама поддерживаю это решение, но нужно признать, оно было неожиданным, хотя разговоры шли уже давно.
- Каковы, на ваш взгляд, истинные причины обострения казахско-кыргызских межгосударственных отношений?
- Конечно, в кыргызском обществе были определенные обиды к решениям нашего руководства в отношении Кыргызстана в периоды их революций. Они не были высказаны официально, но среди простого народа они обсуждались. Более того, встреча Назарбаева с кандидатом в президенты, который был оппонентом Атамбаева, последним было воспринято как «противостояние» лично ему и его решению. Учитывая вспыльчивый и непредсказуемый характер бывшего президента, который к тому времени успел поссориться со многими своими соратниками в Кыргызстане, реакция последовала мгновенно. К тому же ранее уже были инциденты с нашими чиновниками в Кыргызстане, об их участии во внутренних процессах этой страны. Поэтому Атамбаев был уверен в обоснованности своих претензий и высказываний.
- Какие политические изменения ожидают нас в 2018-м году?
- Основной тренд, скорее всего, будет заключаться в продолжении политики деполитизации, т.е. можно будет обсуждать что угодно, говорить о чем угодно, но только не о политике. Эффект «спрятанной политики». Поэтому с политическими изменениями, реформами будут затруднения. Хотя каждый год мы начинаем с ожидания определенных заявлений о возможных реформах. Ведь 2017 год также начался с заявления о перераспределении полномочий президента другим политическим институтам, но итог был неопределенным и неясным.
В идеале в следующем году хотелось бы увидеть полный отказ от уголовных преследований правозащитников, блогеров, журналистов, общественных деятелей. Во-вторых, расширение политического пространства - оно сегодня очень узкое, порой, кажется, что и «Нур Отану» там места нет. И, в-третьих, либерализацию этого пространства. Ожидаю продолжение начавшегося диалога правительства с обществом через общественные советы, конечно, этот инструмент пока несовершенен, над ним нужно работать и ни в коем случае не нужно от него отказываться. Однако одного инструмента недостаточно, нужны другие инструменты и механизмы для расширения различных форм и методов работы государства и общества.
Понятно, что власть достаточно осторожна в вопросах политической реформы, риски от неверных решений в этой сфере, с их точки зрения очень высоки, потому она не может открыто и прямо озвучить свою позицию в этом вопросе. Но форма диалога, которая сейчас применяется разными министерствами, акиматами, могла бы эти риски снизить и в политической сфере. С чего-то нужно начинать, ведь все импульсы развития политической системы сегодня закрыты. Хотя любые политические противоречия, которые есть в системе, государство научилось иногда переводить в коррупционные разбирательства, но зачастую «разбавляет» их среди других неважных тем, направляя, таким образом, внимание населения в другое русло. Общество зачастую начинает теряться в потоке противоречивых сигналов, которые оно получает из разных государственных органов. Такой способ, конечно, имеет краткосрочный эффект, но, думаю, что все же стратегия «спрятанной политики» останется в числе основных тенденций и в следующем году. Другие политические субъекты внутри страны также согласны с такой позицией, так как уверены, что политика реальная начнется только после «дня Х», а до этого нужно «продержаться» в рамках, как уже выше сказала, «спрятанной политики». «Настоящая политика» всегда отодвигается на будущее, но когда это «будущее» наступит - никто не знает.
- Когда, по-вашему, начнется транзит власти?
- Сложный вопрос. Думаю, что этого никто не знает. Но другой вопрос - будет ли готова сама политическая элита к этому дню? Ведь уже сегодня политическая элита не успевает быть готова к различным социальным конфликтам и проблемам. В идеале она должна опережать события, уметь прогнозировать. В таком случае политические функции управления могут взять другие институты, сегодня уже происходят подобные процессы, когда политическими вопросы решаются силовыми структурами. На мой взгляд, это не совсем хорошая основа на случай наступления «транзита».
Сауле ТАСБУЛАТОВА, соб. корр. «АЖ», г. Астана
В Атырау -6