Атырау, 25 апреля 14:39
 ясноВ Атырау +21
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

Акын Айнур ТУРСЫНБАЕВА: «Чтобы быть тамадой, надо быть клоуном»

57 393 просмотра
Акын Айнур ТУРСЫНБАЕВА:  «Чтобы быть тамадой,  надо быть клоуном»К сожалению, в последнее время, айтыс – один из самых главных видов народного фольклора – ушёл с больших сцен. Причин столь резкого исчезновения любимейшего казахского творчества никто и назвать не может – то ли власти боятся народной хулы, то ли акыны стали беззубые…

Недавно в драмтеатре им. М. Утемисова при поддержке общественного фонда «Айтыс» состоялась дружеская встреча акынов Салауата ИСАКАЕВА и Айнур ТУРСЫНБАЕВОЙ. Не было ни победителя ни побежденного, просто поострили от души.
– Айнур, ваше выступление показалось мне знакомым. Вы посчитали, что раз нет призового фонда, можно особо не утруждаться?
– Вы, наверное, имеете в виду мой ответ на реплику Салауата «всё решится в Астане»? Вообще, меня часто спрашивают, почему я не говорю о положении народа в самой Астане. Ответ у меня всегда один: если ты такой смелый, говори об этом сам. Разумеется, я могла ответить Салауату: «Хорошо, доберусь до Астаны и там задам жару». Но тогда ответ потерял бы свою остроту, не дошёл бы до сердца слушателя, не попал бы в самую «десятку». И потом, я пока не встречала поэта, который бы не повторял во время айтыса свои прежние куплеты.

ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ БЫЛИ ДАЖЕ ВО ВРЕМЕНА БИРЖАНА

– Говорят, что некоторые поэты предварительно записывают свои задумки, а затем заучивают их наизусть. Может, это и верно, потому что частенько мы видим, как поэты, забыв слова из своих заготовленных заранее куплетов, долго наигрывают на домбре. А вы участвуете в айтысах без домашних заготовок?
– Я и сама не раз слышала, как зрители выражали свое недовольство тем, что акыны заранее готовятся к айтысу. Мне кажется, это должно радовать, а не вызывать возмущение.
В свое время Биржан целый месяц готовился к айтысу с Сарой (известные акыны XIX века). Даже гений поэтического слова жырау Суинбай не рискнул выйти на айтыс с известным импровизатором слова Катаганом без подготовки. Поэтому требование выходить на айтыс безо всякой подготовки было бы попросту издевательством над любым поэтом. Иногда перед крупными состязаниями на создание лишь одной строфы может уйти полдня. Потому что айтыс – не обычное развлекательное шоу и никогда им не будет. К нему следует относиться намного серьёзнее.
Во время участия в проекте «Екi жулдыз» я заметила за собой, что, ни о чём не думая, выхожу на сцену, исполняю песню – и всё. Перед айтысом все иначе – я сильно переживаю, сердце бьётся учащенно, голова, кажется, вот-вот взорвётся.
– Кстати насчет «Екi жулдыз», вы довольны тем, чем занимаетесь в последнее время?
– Кроме проекта «Екi жулдыз» и айтыса, я ничем сейчас не занята. Что касается собственного пения, то я отношусь к нему довольно критично. Например, в прошлый раз, когда пела «Катюшу», все члены жюри расхваливали меня, а мне собственное исполнение не очень понравилось.
– Многие известные певцы зарабатывают неплохие деньги исполнением песен на свадьбах состоятельных людей. Вас, наверное, тоже приглашают?
– На корпоративах и частных вечеринках певцы действительно зарабатывают неплохие деньги. А вот идущее от сердца и основанное на глубокой мысли искусство, к сожалению, до сих пор не может найти своего истинного ценителя. Меня приглашали на несколько свадебных церемоний, но я отказалась. Кто услышит сиротливое жалобное звучание моей домбры, когда певцы оглушают гостей своим пением под мощные усилители? Мне предлагали попробовать себя в качестве тамады. Не согласилась. Для этого надо быть клоуном.
– Прошло уже 17 лет с тех пор, как вы вышли на сцену в качестве участницы айтыса. Наверное, у вас есть и своё видение дальнейшего развития айтыса?
– Айтыс – священное для казахов искусство. Оно имеет огромное воспитательное значение, ведь в ходе айтыса высказываются довольно глубокие мысли, звучит критика по поводу негативных явлений в нашем обществе. Мне обидно, что, несмотря на бурное развитие айтыса, появление новых интересных акынов, не совершенствуется сценическая обстановка. Не придают значения акыны и своей одежде. Ведь наша казахская национальная одежда уникальна. Её можно было бы сделать намного колоритнее и разнообразнее, внеся элементы современной моды. Я сама никогда не жалею денег для своего сценического костюма. Я могу даже привлечь спонсоров, но моя одежда непременно должна быть особенной, блестящей и шикарной. А наши парни небрежно накидывают на плечи чапан и выходят на сцену. А почему бы не загримироваться, не выйти в красивой, модно сшитой одежде? А ведь это и есть проявление сценической культуры
– Сколько же вы, в таком случае, тратите на свои сценические костюмы? Кто готовит эскизы вашей одежды?
– Эскизы своей одежды я рисую сама. Я никогда не покупала костюм дешевле 1 000 долларов, потому что на меньшую сумму приличной одежды не купишь. Мои нынешние сценические платья стоят в пределах 3 000-4 000 долларов. Разумеется, для акына не является обязательным условием одеваться в дорогую одежду, но ведь можно же одеваться со вкусом. Сами же акыны обесценивают искусство айтыса. Поэтому среди народа и сложилось мнение, что айтыс нужен только необразованным казахам, выходцам из сельских глубинок. Если певца приглашают за 3-4 тысячи долларов, то наши акыны готовы выступать и за 500 долларов. Я не понимаю и не принимаю подобные вещи.

МУЖЧИНА, СВЯЗАННЫЙ ПО РУКАМ И НОГАМ, НЕ МУЖЧИНА

Акын Айнур ТУРСЫНБАЕВА:  «Чтобы быть тамадой,  надо быть клоуном»– Вы замужем? У вас есть дети?
– Мой муж деловой человек, у него собственный бизнес. Дочь учится в 6-ом, а сын в 4-ом классе.
– Кто присматривает за ними, когда вы уезжаете на состязания?
– У нас есть домработница. Машину водит мой личный водитель. Так что я сосредоточена исключительно на айтысе.
– Кстати, в одном из своих интервью вы сказали, «надо перестать рассматривать мужа как свою собственность». Как понимать эти ваши слова?
– Женщины, которые стремятся единолично владеть своим мужем, обычно остаются ни с чем. А мужская красота заключается в его свободе. Связанный по рукам и ногам мужчина, – не мужчина.
– 8 марта вы встретились с президентом, даже выступили на том собрании. Но не прошло и двух недель, как вы от имени международного демократического движения «Защита независимости» вместе с группой представителей оппозиции, известными в стране людьми, подписали открытое письмо, в котором высказались против Таможенного союза. В этом письме также говорится, что в случае невыполнения ваших требований, вы будете настаивать на снятии с должности людей, находящихся у руля власти, и проведении досрочных выборов президента и парламента страны. Означает ли это, что вы – признанный мастер айтыса – решили заняться политикой?
– Этого вопроса я ждала давно. Тот лист бумаги мы, группа акынов, подписали, не ознакомившись с текстом. Впоследствии, когда мы ознакомились с ним, нас едва не хватил удар. Бумагу нам принесла девушка, работающая секретарем у организатора айтыса Журсина Ерманова. Оказалось, письмо нам подсунули на подпись, прикрывшись именем Журсина.
– Теперь, наверное, сожалеете об этом?
– Конечно, сожалею. В тексте письма есть некоторые высказывания, с которыми я не согласна. В конце концов я сделала официальное опровержение. Это письмо имеет непосредственное отношение к политике, а я не хочу соваться туда, где ничего не смыслю.
– Публика всегда довольна вашими изящными остротами и всегда бьющими точно в цель резкими суждениями. Наверное, эта породистость и интеллигентность вам передались по наследству от отца Серика Жуматова, талантливейшего поэта и драматурга?
– То, что мой отец – мастер айтыса, знают почти все. Любовь к поэтическому искусству мне передалась от него. Но из-за того, что они с мамой развелись, когда я была еще маленькой, о его существовании я узнала лишь после того, как вышла на сцену. К сожалению, отец не общался с нами, хотя и жил в соседнем селе. Меня воспитали мамины родственники. И пусть в моем сердце и нет особой нежности, но с отцом, братьями общаюсь постоянно.
– Благодарю за беседу!
Сания ТОЙКЕН
Фото автора

27 мая 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz