ИЗ РОДА ШЕРКЕШ
– Асанали ага, на премьере фильма «Кто вы, господин Ка?» для многих атыраусцев стало новостью, что вы шеркеш и родом из наших мест. Ведь в официальной биографии значится, что вы родились на юге Казахстана…
– Да, родина моих предков в Атырауской области. Но после восстания Сырыма Датова в конце 18 века, спасаясь от репрессий, развернутых царской властью по отношению к активным участникам подавленного восстания, мои сородичи откочевали через Кзыл-Орду в Джезказган. Там родился мой отец Ашим. А в годы коллективизации и голода часть сородичей перекочевала в Узбекистан, а часть – в Джамбульскую область. По дороге туда я и родился в 1937 году. Отца своего помню плохо, в войну он пропал без вести. Единственное, что сохранилось в памяти, – его высокий рост, его запах и как он подбрасывает меня 4-летнего. Мне кажется, внешне я больше похож на мать. Но родственники говорят, что и отцовские черты во мне угадываются.
Две мои младшие сестры умерли в один день во время страшной эпидемии кори в голодные послевоенные годы. Я остался один у матери. Она возлагала на меня все свои надежды… Восемь лет назад мамы не стало, и моей опорой стала моя нынешняя супруга Багдат.
А теперь я вас спрошу. Вам понравился фильм «Кто вы, господин Ка?»
ОН ВСЁ ЖЕ ВЕРНУЛСЯ НА РОДИНУ
– Да, очень, такой качественный боевик с хорошей драматургической основой. Я читала рецензии - все единодушны в том, что фильм состоялся благодаря вашему в нём участию. Кстати, я слышала, что вы специально худели для этой роли, это правда?
– Мне тоже кажется, что фильм получился. Бюджет-то по нынешним меркам был довольно скромный – 4 миллиона долларов. А если сравнивать с «Кочевником», на который было затрачено 35 млн, это совсем немного. «Кочевник» – чистой воды голливудский проект, несколько проигравший из-за того, что главные роли в нём доверили иностранцам. Но таковы были условия контракта. В нашем фильме наряду со сложной сюжетной линией присутствуют погони, много трюков. Экшн, одним словом. Поэтому, думаю, он будет интересен как старшему поколению, так и молодежи. А к съемкам я действительно готовился ответственно. Благодаря диете, бассейну, тренажерам, регулярному сну и жене (смеётся) скинул в общей сложности 5-6 кг. Да и съемки были не из легких: приходилось сниматься в дикий холод на Капчагае, потом в невыносимую жару в Таиланде.
– А кому принадлежит идея этого фильма?
– Идею я вынашивал лет тридцать – как логическое завершение двух первых фильмов о разведчике Чадьярове «Конец атамана» и «Транссибирский экспресс». Сценарий фильма, который в итоге снял российский режиссер Хуат Ахметов, рождался в спорах и существовал в девяти вариантах. Даже, например, в таком: бывший разведчик превращается в одного из самых богатых людей в Таиланде, главу наркомафии. Но в конце концов предпочтение было отдано другому сюжету: мой герой сидит в тюрьме, а казахстанские спецслужбы его освобождают, чтобы провести крупную операцию по ликвидации наркотрафика в Казахстан. И получается, что мой герой на закате своих лет всё-таки возвращается на свою историческую Родину. За эти годы и за три фильма я сроднился с Чадьяровым. И этот персонаж умрёт вместе со мной.
Еще одна цель, которую мы преследовали в ходе съемок, – повысить престиж наших спецслужб.
«НИКАКОЙ “ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР” НЕ ЗАМЕНИТ ПРОСТО КИНОТЕАТРА»
- (Улыбаясь) Это коммерческая тайна. Могу только сказать, что на эти деньги я, наконец, достроил дом.
- А насколько реально заработать большие деньги в отечественной киноиндустрии?
- У нас с этим пока туго. Не то, что в соседней России. А у нас мало что в этом плане изменилось по сравнению с советскими временами, когда, например, после фильмов «Кыз Жибек» и «Конец атамана», которые вышли в один год, я получил совсем не большой гонорар. Еще менее оплачиваемым был труд в театре. А теперь посмотрите на голливудских актеров. Сделал смазливый мальчик в кадре несколько трюков, и он уже мировая знаменитость, зарабатывает миллионы. По мне так они больше спортсмены, чем актеры. Что такое Голливуд? Сборище артистов разных национальностей, но не культур. Это прибыльный бизнес-проект, который, за счет вложенных в него миллионов, приносит высокие доходы и сеет сомнительную американскую псевдокультуру по всему миру. Что и говорить, американцы преуспели на ниве киноиндустрии. При этом в Голливуде снимают и очень хорошее кино, так называемое фестивальное.
А вообще что касается отечественного кинематографа – это трагедия. У нас нет проката. Я часто предлагаю своим друзьям, академикам и уважаемым людям пойти в кино на просмотр фильма. Однако они предпочитают смотреть фильмы дома на DVD. Но телевизор никогда не передаст душу кино. Вот вчера, например, в кинотеатре экран дышал, светилась каждая точка, были видны все акценты, на которые мы хотели обратить внимание зрителя. А дома, даже по самому хорошему телевизору - этого не ощутить. Ни с чем несравнимое удовольствие я получил во время недавнего просмотра новой копии «Кыз Жибек», оригинал которой находится в Москве. Чтобы кино выросло, государственные мужи не должны жалеть на него денег.
К сожалению в Казахстане, к киноискусству относятся как к жанру второстепенному, и деньги выделяют по остаточному принципу. А на кино нельзя экономить.
- Как же тогда развиваться нашим актерам?
- В актерской карьере, я думаю, всё зависит от человека. Если природный талант дополняется скромностью, понятливостью и творческой хваткой, когда человек впитывает в себя всё хорошее, с чем встречается - он станет хорошим актером. Нельзя искать сиюминутной выгоды, забегать вперед. А сегодня актеры думают, что стоит им выйти на сцену, подрыгать ногами, попрыгать, и всё – они звезды. Ведь мало играть на сцене, нужно жить в этом образе. Путь настоящего актера долог и тернист, а сразу достичь мастерства невозможно. А я, и мои талантливые коллеги, стремились к этому. Думаю поэтому меня не испортила слава, обрушившаяся после этих фильмов, когда донимали поклонницы и узнавали на улицах. Я не спился и не заболел звездной болезнью. Создать образ и жить в нем – вот чему нас учили великие актеры. Разделять текст и подтекст. Заставить зрителя поверить сыгранному тобой персонажу не словами, а взглядом, жестом.
«МНОГИЕ НАШИ ФИЛЬМЫ НАПОМИНАЮТ “ЗИТУ И ГИТУ”»
- Как вы оцениваете уровень отечественного кинематографа сегодня? Кого из отечественных актеров или режиссеров могли бы выделить?
- Актеры есть, но звезд, чьи имена были бы на слуху у всех, пока нет. Единственная, кого бы отметил - молодая киноактриса, кстати, тоже из Атырау, Гульшарат ДЖУБАЕВА. Она снялась в роли подруги наркоторговца в фильме «Кто вы господин Ка?» и в главной роли в нашумевшем фильме «Келин». Вот это актриса! Как она создает характер, к тому же еще танцует, скачет на лошади и дерется в кино. Все трюки в последнем фильме выполняла сама. Она прекрасная актриса психологического и детективного жанра. Из режиссеров могу отметить Ахана САТАЙ, Рустема АБДРАША, Ермека ТУРСУНОВА.
- А как вы оцениваете такой скандальный фильм, как «Келин»?
- «Келин» - это высокое искусство. А те, кто критикуют его – неучи. Послушать их, казахи, мужчины и женщины, в древние времена не спали в одной постели. Тогда откуда они сами взялись на свет, эти хулители? Конечно, авторы фильма могли бы избежать критики, если бы завуалировали чисто казахские национальные атрибуты и дали фильму другое название – всё равно получилось бы классное кино на темы древнего Востока. Но они сделали, так как сделали – и молодцы. Чудесный фильм.
Другие казахстанские фильмы я и не смотрю. А о тех, которые посмотрел, невысокого мнения. Мне претит сегодняшний натурализм в кино, сцены поглощения еды или визитов в туалет, из которого доносятся звуки. Это не искусство. Наверное, мы пожинаем плоды развала отечественной кинематографической школы в постсоветское время. Уже нет в живых великих мастеров, которые нас учили. Отсюда и фильмы на уровне самодеятельности, которые так нравятся парламентариям. Они похожи на индийские фильмы, которые шли у нас в прокате в советское время.
О МЛАДШЕМ СЫНЕ
- В своих книгах вы жалеете, что не баловали своих рано ушедших из жизни сыновей Мади и Саги… Как вы воспитываете младшего сына? Есть ли у него актерские способности?
- Больше балую. Мне бы не хотелось, чтобы он в будущем стал актером, но уже сейчас сын вовсю лицедействует.
- А в последнем фильме выучил все реплики отца, - добавляет жена Асанали Ашимова, Багдат.
С ЖЕНОЙ БАГДАТ
- Мы познакомились вскоре после того, как умерла его мама, у него был тяжелый период. У нас не было конфетно-букетного периода, романтических ухаживаний. Мы долго говорили, потом он дал мне свою книгу, которую я прочитала за ночь. А на следующий день он предложил мне стать его женой. К моему удивлению, меня очень хорошо приняли его друзья, многие из которых известные люди. Мои родственники на первых порах были против нашего брака, но потом изменили свое мнение. А с Асанали-ага (жена обращается к актеру на вы) мы вместе уже 8 лет, и нам до сих пор интересно друг с другом. Зачастую наши разговоры, большей частью его воспоминания, затягиваются до 2-3 часов ночи. Я стараюсь сохранить их, собрала уже большое количество записей с его воспоминаниями. Столько нового я черпаю из них.
- У Асанали-ага есть дети от предыдущих браков. Как с ними складываются отношения?
- Дети бывают у нас, и мы им всегда рады. Дети покойного Саги приехали вместе с нами в Атырау. Когда Саги не стало, сыну Ансару и дочери Майре было по два года. Сын очень похож на своего отца.
- А каков Асанали-ага в быту?
- Несмотря на внешнюю строгость, он очень добрый человек. И в быту неприхотлив. Поддерживает форму, по утрам делает зарядку, обязательно плавает в соседней с домом речке Алматинке. Но требует внимания и заботы (улыбается). Временами мне кажется, что он мой старший сын.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото В. Истомина
Асаналим АШИМОВ – артист театра и кино Казахстана, Народный артист СССР (1980), Народный артист Казахской ССР (1978). Снялся в 28 кинокартинах (из наиболее известных - «Кыз Жибек», «Конец атаман», «Транссибирский экспресс», «Вкус хлеба», «Ермак» и др.), поставил 5 фильмов («Год дракона», «Легендарный Чокан», «Полынь», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Дом у соленого озера»). Написал сценарии к фильмам «Козы Корпеш и Баян Сулу» и «Маньчжурский вариант».
13 мая 2010, 00:00
В Атырау -11