Атырау, 3 мая 00:46
 ясноВ Атырау +19
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

Скатертью «дорожка» прямо в РКС

6 011 просмотров
Дорожная карта» на слуху у миллионов казахстанцев. Теперь за что бы ни взялись – безработицу, создание рабочих мест, бизнес – все это на языке чиновников называется «дорожкой». «Дорожная карта бизнеса-2020» - последнее ноу-хау властей. В чём же её суть?

ТО БЫЛО «ПОНАРОШКУ»? А ТЕПЕРЬ...
В своём последнем Послании народу Казахстана Н. Назарбаев озвучил новую 10-летнюю индустриально-инновационную программу, в которой отражены грандиозные планы по созданию новых производств, расширению и модернизации существующих, внедрению новейших технологий и выпуску конкурентной продукции, увеличению числа рабочих мест в несырьевом секторе и росту налоговых поступлений в бюджет. В истории независимого Казахстана было много принятых, но не выполненных до конца других программ — импортозамещения, развития кластеров, «30 корпоративных лидеров» и т.д. Короче говоря, все сыты по горло планами и обещаниями властей по индустриализации Казахстана. Но на этот раз, убеждают нас президент страны и премьер-министр Масимов, всё всерьёз и надолго. «Дорожная карта бизнеса-2020» должна, по замыслу правительства, органично включиться в индустриальную программу, реализация которой начнётся в нынешнем году.

ПОДДЕРЖАТ НЕФТЕХИМИЮ, АГРОПРОМ И СТРОЙИНДУСТРИЮ
Директор Областного союза предпринимателей и работодателей Нина ТЕМИРБАЕВА в целом позитивно оценивает «Дорожную карту бизнеса-2020». «Проект имеется у нас на руках. Правительству в этом году дано задание от президента разработать и утвердить бюджетные расходы на финансирование предпринимательства. Минэкономики распределяет лимиты финансирования по каждому региону. Лимит этот определяется на основе доли региона в общей численности населения страны и доле региона в несырьевом секторе экономики. К хорошим сторонам Дорожной карты бизнеса я бы отнесла: во-первых, оздоровление предприятий через субсидирование процентной ставки по уже выданным кредитам; это направление поддержки бизнеса будет осуществляться только в 2010 году; во-вторых, это субсидирование процентной ставки по кредитам на новые проекты; в-третьих, частичное гарантирование кредитов для новых проектов; в-четвёртых, развитие инфраструктуры бизнеса; в-пятых, сервисная поддержка; в-шестых, подготовка кадров, молодёжная практика, социальные рабочие места. Последнее направление вводится с 2011 года», – говорит она.
Правда, атырауский регион явно проигрывает по названным критериям, и народу у нас проживает маловато, от силы полмиллиона душ наберётся, о несырьевой доле лучше промолчу. И это надо бы учесть при выделении лимита на финансирование бизнес-проектов из республиканской казны.
Для развития бизнеса в областях планируют создать Региональные координационные советы (РКС) из числа чиновников акиматов, банкиров и работников фонда развития предпринимательства «Даму», входящего в «Самрук-Казына». В приоритете – металлургия, металлообработка, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтика, производство стройматериалов, агропром, за исключение зерновых хозяйств, туризм и лёгкая промышленность. Из сферы услуг поддержкой смогут воспользоваться все, кроме занятых торговлей, операциями с недвижимым имуществом и оказывающих бытовые услуги. То есть, торговые дома, рестораны, кафе, парикмахерские, салоны красоты автоматически остаются «за бортом».

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ЗА РКС
Механизм реализации «дорожной карты бизнеса» таков. «Банки второго уровня предоставляют перечень заёмщиков и по финансовому оздоровлению субъектов бизнеса, и по новым проектам, – поясняет г-жа Темирбаева. – По оздоровлению максимальная сумма кредита для субсидирования – 3 млрд тенге (20 млн долларов), максимальный срок – 3 года. В свою очередь Региональные координационные советы коллегиально рассматривают этот перечень заёмщиков и представленные проекты, принимают решения по их субсидированию. Для предприятий, получивших одобрение банков и РКС, даётся 6-месячный срок для предоставления ими плана оздоровления сроком на три года, в течение же вышеназванных 6 месяцев осуществляется субсидирование процентной ставки. Размер субсидирования – 40% от ставки вознаграждения банка. В случае, если по истечении шести месяцев предприниматель не предоставил бизнес-план оздоровления или выдал документ некачественного содержания, субсидирование прекращается».
Что касается новых проектов, то условия примерно такие же: максимальная сумма кредита – 3 млрд тенге (20 млн долларов), максимальный срок субсидирования – 3 года с возможностью пролонгации до 10 лет, льготный период – 1 год, наличие не менее 15 процентов собственных средств, вкладываемых в проект. Если, к примеру, банки в среднем кредитуют под 16-18 процентов годовых, то субсидированию из бюджета подлежит 8 процентов. При этом потенциальные участники по новым проектам делятся на две категории, первые – экспортоориентированные – должны 10 процентов выпускаемой продукции продавать за «бугор», вторые полностью работают на внутренний рынок. В обоих случаях продукция должна быть конкурентоспособной по качеству, цене, спросу.
Гарантирование кредитов государственными средствами оказывается в том случае, если сумма кредита равна 3 млрд тенге. Максимальный размер гарантии не более 50 процентов от стоимости проекта с максимальным сроком до 10 лет. Гарантирование идёт только по новым проектам, решения по которым тоже будет приниматься РКС.

И ЧТОБ ДЕНЬГА ОСТАВАЛАСЬ В АТЫРАУ
Подытоживая, директор Атырауского Союза предпринимателей и работодателей Н. Темирбаева высказала свою озабоченность по поводу успешной реализации Дорожной карты бизнеса: «Тут многое зависит от банков, от их отношения к проектам, терпения и желания помочь предпринимателям, осознания важности момента. Ведь, что греха таить, среди предпринимателей немало слабых в юридическом и экономическом плане людей. С ними надо разговаривать, объяснять им доступным языком, не отталкивая их своей недоступностью. Ведь многих настораживает перечень документов, требуемых для субсидирования или гарантирования кредитов, всё это надо излагать им доходчиво. А программа такая очень нужна. Посмотрите, Атырау нужен свой молкомбинат, можно наладить колбасное производство, выпуск плодоовощных и макаронных изделий. Ведь это будет способствовать тому, что товарооборот будет расти внутри области, не утекая в соседние регионы, увеличивая налоговые поступления в бюджет. Года два назад один из местных предпринимателей предлагал наладить проект по выпуску спецобуви, банк необоснованно отклонил. И это в регионе, где ведётся масса строек и работают нефтедобывающие компании».
Требуется поддержка не только коммерческих банков, но и всего чиновничьего аппарата, привыкшего видеть в каждом предпринимателе источник собственного материального благополучия. Здесь оснований для оптимизма нет. Не связанным с властью предпринимателям было бы интересно понаблюдать за тем, как чиновники и родственные им бизнесмены включили совесть и отказались от «откатов», «шапок», «тортиков», чтобы страна встала на ноги.
Тимур КАЗИЕВ
4 марта 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz