В середине марта местный филиал Национальной палаты предпринимателей запустил акцию «Тайный покупатель», в ходе которой обычный предприниматель в сопровождении представителя палаты должен пройти все этапы переоформления жилой квартиры в офис с получением разрешения на перепланировку и строительство пристройки. Но за три месяца дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
КАКИЕ НУЖНЫ ДОКУМЕНТЫ
Задача НПП состоит в том, чтобы выявить административные барьеры со стороны уполномоченных органов при прохождении процедуры «Изменение целевого назначения объекта недвижимости» и подготовить специальную брошюру для предпринимателей с инструкцией поэтапного прохождения процедуры. Имена предпринимателя и представляющего его интересы специалиста НПП нигде не разглашаются, они действуют на общих основаниях.
В теории все было более-менее понятно. При процедуре изменения целевого назначения объекта нужно получить разрешение, для чего необходимо написать заявление на имя акима и сдать его в канцелярию акимата либо в ЦОН. В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество, ИИН, почтовый адрес и телефон; адрес (местонахождение) объекта, подлежащего изменению; цель изменения помещения или иных частей здания.
К заявлению прикладываются:
•копии документов, удостоверяющих право собственности на изменяемый объект, с представлением подлинников для установления подлинности документов либо нотариально засвидетельствованное письменное согласие собственника объекта;
•технический паспорт (без изменения функционального назначения объекта).
Если планируется изменить функциональное назначение, то оформление происходит в два этапа: 1. На стадии проектирования необходимо предоставить технический проект по планируемому изменению существующего объекта; 2. На стадии строительства необходимо предоставить согласованный эскизный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (АПЗ).
При этом также необходимо нотариально засвидетельствованное письменное согласие собственников других помещений, соседей, если планируемые изменения или перенос границ затрагивают их интересы. Разрешение акимата на реконструкцию/перепланировку/переоборудование помещений существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования по идее можно получить в течение 30 календарных дней. После получения разрешения необходимо получить архитектурно-планировочное задание (АПЗ)для разработки проекта реконструкции, перепланировки или переоборудования.
Затем нужно собрать и сдать в управление или отдел архитектуры и градостроительства следующие документы: технический паспорт; топографическая съемка; расположение относительно красных линий; адресная справка; нотариально заверенное согласие соседей, чьи интересы затронуты.
Для получения архитектурно-планировочного задания (АПЗ) необходимо: 1. Заявление по форме; 2. Копия утвержденного заказчиком задания на проектирование (в том числе нагрузки по техническим условиям), подписанное и заверенное печатью проектировщика (оригинал для сверки).
Разработчики проекта, которые вносят изменения в существующие (эксплуатируемые) объекты, должны указывать в проектной документации сведения о наличии или отсутствии проектных решений, затрагивающих интересы других собственников как в процессе работ по изменению помещений или иных частей здания, так и при последующей эксплуатации измененного объекта.
При получении государственной услуги через ЦОН услугополучатель дает письменное согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, по форме, представленной работником ЦОНа, если иное не предусмотрено законами РК. Государственный орган, приняв документы, ставит отметку в канцелярии услугодателя с указанием даты и времени приема пакета документов. В ЦОНе должны дать расписку о приеме соответствующих документов с указанием: 1) номера и даты приема документа; 2) вида запрашиваемой государственной услуги; 3) количества и названия приложенных документов; 4) даты (времени) получения государственной услуги и места выдачи документов; 5) фамилии, имени, отчества ответственного лица, принявшего документы; 6) фамилии, имени, отчества (для физических лиц) или наименование (для юридических лиц), контактных данных услугополучателя.
«ТАКАЯ ОБСТАНОВКА СОЗДАЁТСЯ ИСКУССТВЕННО»
Но на практике добиться такого чёткого алгоритма действий не удалось. Акция была запущена 16 марта 2015 года, в операции «Тайный покупатель» были задействованы четыре организации – акимат, городской отдел архитектуры, КСК и ЦОН, деятельность которых непосредственно связана с изменением целевого назначения объекта. Неприятности начались уже с КСК, представители которого потребовали принести… решение акима. Хотя для получения этого решения нужно согласие соседей и КСК. Тогда председатель КСК порекомендовал собрать подписи всех соседей подъезда. Заявление из канцелярии городского акимата в городской отдел архитектуры шло 14 дней. Как оказалось, «бегунок» на перепланировку и пристройку к жилому дому до настоящего времени не утвержден.
– 30 марта нам предоставили ответ о несоответствии обращения требованиям ст. 44-1 в связи с отсутствием схемы участка. Мы устно переговорили с исполнителем данногоответа, который рекомендовал обратиться вокошко №4 в здании городскогоотдела архитектуры. Там нам сообщили, что услуга составления схемы участка ТОО «Атырау Бас Жоспары» стоит 47 013 тенге. Ни вЗемельном Кодексе, ни в приказе министра национальной экономики от 05.11.2014 №67Об утверждении форм документов при предоставлении земьных участков для строительства объектов в черте населенного пункта» не предусмотрено оказание данной услуги на платной основе. Возникает вопрос – насколько обосновано оказание этой услуги на платной основе, тем более, что неизвестно, получит ли предприниматель разрешение, а средства он должен потратить уже сейчас. Это всё, что далось сделать за 3 месяца бесконечных хождений, непонятных очередей и постоянного кивания чиновников друг на друга. И нет ни одного специалиста, который смог бы пошагово объяснить куда идти и что делать. На наш взгляд эта искусственно созданная обстановка рассчитана на то, что человек, устав от волокиты, согласится на платное получение услуги. Из-за этого существует и процветает особый вид бизнеса – посредники предлагают подготовить все документы без промедлений за 200 тысяч тенге. Причем они утверждают, что подойдет любая схема – хоть нарисованная от руки, хоть скачанная с интернета. У нас очень много жалоб именно на действия земельного комитета и городского отдела архитектуры, – говорит представитель НПП.
Предприниматель от своего имени направил запрос на имя заместителя акима города Адилбека ЗАЙДУЛЛИНА с просьбой разъяснить, почему он должен платить за составление схемы более 47 тысяч тенге и есть ли у нас в городе альтернативные фирмы, предоставляющие подобные услуги за более приемлемую цену. В ответе, в частности сказано: в соответствии с пунктом 3 статьи 152 Земельного кодекса РК предусмотрено, что деятельность по ведению государственного земельного кадастра РК относится к государственной монополии и осуществляется республиканскими государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, созданными по решению правительства страны. Вместе с тем в пункте 2 ст. 44-1 земельного кодекса установлено, что специальное государственное предприятие, ведущее государственный земельный кадастр, обязано опубликовать на интернет-ресурсе земельно-кадастровые схемы городов и районов с периодичностью обновления данных еженедельно. …Для получения схемы расположения земельного участка можно также обратиться с соответствующим ходатайством в Атырауское дочернее государственное предприятие «Государственного научно-производственного центра земельных ресурсов и землеустройства» (ДГП ГосНПЦЗем).
– Но, к сожалению, в электронном виде данная схема нигде не публикуется, – отмечают в НПП.
«ДОКУМЕНТЫ ЛЕЖАТ ГОДАМИ»
– Подобные жалобы на необоснованные отказы в предоставлении земельных участков и увеличение сроков принятия решения поступают часто. Документы лежат без движения годами. В текущем году была проведена проверка акимата города на предмет соблюдения земельного законодательства. Выявлены факты ущемления прав предпринимателей, в течение длительного времени (от 6 мес. до 2 лет) им не предоставляли земельные участки для занятия предпринимательской деятельностью, – комментирует ситуацию прокурор управления прокуратуры области Сабырбек НУРЫШЕВ.
По результатам прокурорского реагирования 150 предпринимателям акиматом предоставлены земельные участки, к строгой дисциплинарной ответственности привлечены руководители ответственных отделов. Руководитель отдела земельных отношений был привлечен к административной ответственности по ст. 137 КоАП РК («Нарушение земельного законодательства РК при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка»). Также были выявлены факты ущемления прав 25 предпринимателей, выраженные в волоките при рассмотрении их обращений (эскизные проекты не согласовывались более восьми месяцев). Пять должностных лиц привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. При этом все работники объясняют ситуацию текучкой кадров и нехваткой специалистов.
Кроме того, оказалось, что обязанности по предоставлению актов выбора земельного участка были возложены на ТОО «Атырау Генплан», что само по себе незаконно. А это ТОО в свою очередь еще и взимало плату за выдачу акта в размере 19 070 тенге (согласно Земельному кодексу РК данная услуга должна быть бесплатной). С 2012 по 2015 гг. ТОО «Атырау Генплан» таким образом выдало акты 4 840 предпринимателям, которые заплатили за это более 43 млн тенге. Графики приёма обращений и документов городскими отделами архитектуры и градостроительства и земельных отношений были незаконно сокращены. Документы принимались лишь с 9 утра до 12.30, хотя должны были вестись полный рабочий день. В настоящее время обеспечено полноценное функционирование канцелярий указанных отделов в соответствии с рабочим графиком (с 09.00 до 18.00).
После вмешательства прокуратуры заседание земельной комиссии теперь проводятся не реже двух раз в неделю.
Специалисты НПП по итогам трех месяцев провели промежуточные итоги акции – до её завершения еще далеко. Во-первых, ни в одном из государственных органов не дается разъяснение, как проходить процедуру по изменению целевого назначения; во-вторых, в нарушение законодательства дается искаженная информация о том, что изменение целевого назначения жилой квартиры – отдельная процедура, строительство пристройки и перепланировка – другая процедура и их совмещение невозможно; в третьих, волокита в городском отделе архитектуры создается умышленно.
P.S. Уже в процессе подготовки материала стало известно, что предприниматель, устав от безрезультатного обивания порогов, отказался от участия в эксперименте. Предпочёл пойти по более затратному в материальном плане пути, чтобы сэкономить время и нервы.
Зульфия ИСКАЛИЕВА