Роальд ТОПЧЕВСКИЙ (на снимке) – известный композитор, поэт, педагог и единственный на всю область настройщик роялей. Как ни странно, его редкая профессия не только не канула в лету, как например, оператор коммутатора, но и будет передана по наследству.
Войдя в его кабинет в музыкальном колледже имени Дины Нурпеисовой, первое, что увидела – огромный лаковый концертный рояль: учитывая маленькую дверь и стандартного размера окошко, он мог туда попасть только при помощи волшебства. Ну и сам хозяин кабинета, Роальд Борисович, необычный. К роялю притулился письменный стол, за которым он сидит в окружении нотных партитур, над головой – портреты известных композиторов.
Седая голова, широкий лоб с густыми бровями, живые глаза, открытая улыбка, лёгкий молодёжный сленг, в общем, начиная от его ручки с шестью разными пастами и заканчивая редким именем – здесь всё особенное.
Музыкант, предвосхищая мои вопросы, каким-то невероятным способом уложил свою богатую биографию длиной в 76 лет в пятнадцать-двадцать минут.
– А откуда у вас такое дивное имя?
– Я сам только два раза за всю жизнь встречал у других это имя, и то – лично не знаком. В своё время я спрашивал у своих родителей. Мама мне объяснила, что они с отцом назвали меня в честь Роальда Амундсена. Это первый человек, который достиг Южного полюса, первым побывал на обоих географических полюсах планеты и совершил ещё множество великих деяний.
В общем, назвав своего ребёнка Роальдом, родители обрекли его на то, чтобы он стал уникальным и единственным на своём поприще, и точно не прогадали, потому что Топчевский в Атырау такой первый и, боюсь, последний.
– А что же насчёт настройки роялей? – осторожно вставляю вопрос где-то между потоком информации об учёбе в консерватории и музыкальном гении соседа-ленинградца, который и внушил юному Роальду любовь к музыке.
– …Но в первую очередь я – композитор, а уже потом настройщик, – чуть обижается он.
Действительно, талантом Роальда Топчевского созданы сотни музыкальных произведений. Сольные и ансамблевые песни, хоры a'capella и с сопровождением (детские, женские, мужские и смешанные), инструментальные пьесы для эстрадных оркестров, музыка к спектаклям и детским постановкам, для оркестра казахских народных инструментов... Всего не перечесть. И всё же…
– Как много вам приходилось настраивать инструментов?
Роальд Борисович, смирившись, садится за рояль и наигрывает легкую мелодию.
Мелодия прекрасна, я забываю про настройку, слушаю, смотрю, как его пальцы порхают по клавишам, и сам музыкант, кажется, тоже увлечен настолько, что забывает обо всем. Последний аккорд… Я в восхищении.
– Что это была за мелодия? Как она называется?
– Это импровизация. Я её сыграл один раз, повторить уже не получится. …Каждый инструмент нужно настраивать в унисон с душой его хозяина, – возвращается он к моему вопросу. – Раньше работы было больше, но и сейчас достаточно. В Атырау есть около пятнадцати человек, которым я настраиваю рояли и пианино. Кроме того, в каждом районном центре есть своя музыкальная школа, есть и там музыкальные инструменты, которым периодически нужно оказывать «скорую помощь». …Один из последних клиентов – недавно купил отличный рояль. Играть, правда, не умеет, нот не знает.
– А зачем? Для красоты?
– Сказал, что будет учиться, уж очень ему хочется уметь играть… А ещё некоторое время назад ко мне привезли рояль из Алматы, из детского сада. Отличный рояль. Я его полечил и отправил домой. Не знаю, почему они отправили инструмент в такую даль, почему своих настройщиков не нашли. Одно могу сказать с уверенностью – в Атырауской области я точно только один настраиваю… Ещё несколько лет назад нас было двое, но другой настройщик ушёл из жизни.
– А вы учите кого-нибудь? Кто станет вашим преемником?
– Мне выдавали часы на преподавание этому тонкому делу. Но это слишком долгий, кропотливый и сложный труд, и ученики разбежались.
– Неужели после вас никого не останется?
– Есть одна девушка, Сауле ДЖУЛКАШЕВА, учится в нашем музыкальном колледже, очень хочет научиться настраивать рояли и пианино. Я её учу. Вообще-то не женское это дело, слишком тяжело, но она усидчивая, упорная и талантливая… А вот и она, – обрадовался маэстро.
Девочка-подросток заглянула в дверь и тактично юркнула обратно в коридор.
– Я немного сейчас буду занят, понимаете…
Ещё бы! Понимаю. Каждая минутка, проведенная с маэстро – на вес золота, пусть учится.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора