14 апреля в Атырау начала работу 9-я Атырауская регинальная нефтегазовая технологическая конференция OILTECH Atyrau 2015.
КОЕ-ЧТО О «ХАМЕЛЕОНАХ»
Председатель Союза сервисных компаний Казахстана Алмаз КУДАЙБЕРГЕН напомнил, что отечественные компании сегодня с полным на то основанием стремятся участвовать в крупных нефтяных проектах.
– Мы ждём, когда закончится прокладка трубопроводов на Кашагане и начнётся вторая фаза проекта. Начинается Проект будущего расширения (ПБР), на котором казахстанские компании могут выполнить основную часть работы по строительству.
При этом он сделал акцент на самом определении «казахстанская компания»:
– В 2000-х таковыми считались зарегистрированные в РК, позже к ним стали относить компании, у которых 95% фонда оплаты труда приходится на Казахстан, и, соответственно, подоходный налог остаётся в нашей стране. Но мы идём дальше, и в Соглашении о разделе продукции (СРП) по Кашагану прописано, что казахстанским считается предприятие с 50% и более долей участия граждан РК или государства. Мы поддерживаем это. Нам известны случаи, когда компании позиционируют себя, как казахстанские с 95% оплаты труда, а на деле иностранные работники получают зарплату в других странах, и данный факт не отражается здесь в документах.
Председатель концерна «Шелл» в Казахстане Дункан ван БЕРГЕН рассказал о совместной с АО «НК “КазМунайГаз"» «Дорожной карте научно-технологического развития добывающего сектора нефтегазовой отрасли Казахстана».
В её рамках Шелл полностью профинансировал закуп оборудования, пусконаладку и обучение лаборантов для накануне открытой в Атырау геохимической лаборатории. По словам Д. ван Бергена, тем самым голландцы подтвердили приверженность некоему политическому клубу «Друзья Казахстана», базирующемуся в Гааге.
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВАСЗаместитель директора проекта ПБР/ПУУД Айдар ДОСБАЕВ сообщил, что «Тенгизшевройл» завершил эскизное проектирование и перешёл к его детализации, которая выполнена сегодня на 23%.
Как заверил Досбаев, несмотря на оптимизацию бюджета в связи с падением стоимости нефти, ТШО не сократит обязательства по казахстанскому содержанию. Наиболее перспективной в этом направлении компания считает практику создания совместных предприятий. В частности, согласно презентации ТШО, для реализации проекта было создано несколько СП. По эскизному проектированию/проектированию, закупкам и управлению строительством – «КейПиДжейВИ» (на самом деле компаний с этим наименованием две, см. «Хождение за семь морей». – Л. С.); по бурению – СП между компаниями «Нейборс» и «Тениз Бургылау», по строительству вахтового поселка Оркен – между «Искер» и «Боннатти», по изготовлению модулей – ДШМИ/Ерсай.
Позже в секции вопросов-ответов он не смог или не захотел сказать корреспонденту «АЖ», сколько процентов от общего бюджета ПБР/ПУУД в $38,8 млрд составят расходы на доставку модулей до Тенгиза.
Напомним, из-за выбранного ТШО модульного способа строительства элементы оборудования, главным образом производства европейских стран и преимущественно Великобритании, будут сначала транспортироваться через всю Европу и Азию к месту производства модулей (Корея), а оттуда морским путём через Волго-Донский канал доставляться на Прорву.
Не назвал Досбаев и количество подпадающих под сокращение в связи с замедлением темпов работ по проекту. Но сообщил, что экспаты подвергнутся сокращениям в большей степени, чем местные.
Впрочем, в кулуарах выяснилась причина его неосведомленности в нюансах проекта. Оказалось, что Досбаев буквально на днях назначен на эту позицию, будучи прикомандирован от КМГ.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора
(Окончание следует)