Кали АУБЕКЕРОВ.В публикации «Спешка на Кашагане упёрлась в Закон» сообщается, что управляющий директор NCOC Стефан де Майё обратился к министру энергетики РК Владимиру Школьнику с просьбой посодействовать во внесении изменений в статьи 257 и 258 Экологического кодекса, запрещающие строительные работы на Каспии в период с 1 апреля по 15 июля.
К сожалению, практика работы министерства энергетики показывает, что оно легко идёт навстречу недропользователям – в ущерб требованиям Экологического кодекса.
Например, в ноябре прошлого года министерство удовлетворило просьбу Ассоциации предприятий нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY и внесло в ведомственные «Правила организации и проведения экологического мониторинга при проведении нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря» дополнение, касающееся периодичности наблюдений – «за исключением работ на участках с наличием льда». Между тем пунктом 2 статьи 269 Экологического кодекса определена периодичность мониторинга недропользователем окружающей среды по всей контрактной территории в государственной заповедной зоне северной части Каспийского моря 4 раза в год по четырем климатическим сезонам.
Официальная справка «Казгидромета» свидетельствует, что за последние 10 лет ледостой в казахстанском секторе Каспийского моря занимает от трех месяцев (96 дней) до пяти месяцев (156 дней) в году. Незаконное сокращение периодичности мониторинга на 5 месяцев плюс разрешение (неофициальная информация) производства определенных работ по строительству на побережье в северо-восточной части Каспийского моря с 1 апреля по 15 июля понижает эффективность природоохранного законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона РК «О нормативных правовых актах», официальное толкование подзаконных актов (правил) дают органы (в данном случае правительство РК) и должностные лица, их принявшие (издавшие). Поэтому действия министерства энергетики РК в данном случае незаконны.
Конституцией РК не предусматривается наделение даже парламента правом официального толкования законов, оно возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию. Изменений Конституции не произведено. Поэтому внесение в п. 2 ст. 269 Экологического кодексапонятия «за исключением работ на участках с наличием льда» недопустимо.
Таким образом, правила министерства энергетики подлежат отмене генеральной прокуратурой или правительством.
К. Аубекеров, председатель ОО «БатысЭкоКоргау»