Как стало известно «АЖ», оператор Северо-Каспийского проекта NCOC добивается внесения изменений в Экологический кодекс РК. Иначе консорциум не уложится в заявленные сроки окончания строительства новых трубопроводов и возобновления добычи нефти на Кашагане (вторая половина 2016 года).
«ДАВАЙТЕ ИЗМЕНИМ ЗАКОН»
В распоряжении редакции оказалось письмо министру энергетики РК Владимиру ШКОЛЬНИКУ от управляющего директора NCOC Стефана де МАЙЁ от 16.02.2015 г. В частности, в нём говорится: «Предполагается, что строительные работы на морской части будут начаты в первой половине 2015 года после согласования технической проектной документации и ОВОС. Основная часть работы будет вестись после вскрытия Северного Каспия ото льда и продолжаться до глубокой осени 2015 года (до ледостава), работы будут продолжены весной 2016 года. Ледовые условия на Северном Каспии, продолжающиеся 3-4 месяца, и запрет на проведение определенных работ в период с 1 апреля по 15 июля для обеспечения нормального нерестового хода рыб и ската молоди будут оказывать значительное негативное влияние на график производства работ.
В связи с этим, учитывая важность скорейшего запуска объекта Опытно-Промышленной разработки (ОПР) месторождения «Кашаган», просим Вас оказать содействие во внесении соответствующих изменений в формулировку ст. 257 и ст. 258 Экологического кодекса РК для возможности проведения отдельных работ по строительству трубопроводов в северо-восточной зоне Каспийского моря в период с 1 апреля по 15 июля – при условии согласования таких работ с соответствующими государственными органами РК. Прилагаем к настоящему письму предлагаемые нами изменения в Экологическом кодексе с соответствующими обоснованиями в виде сравнительной таблицы».
Указанные статьи Экологического кодекса относятся к главе 38: «Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря». Согласно им, в вышеуказанный период в заповедной части северного Каспия запрещается «проведение строительных и геофизических работ, испытание скважин и судоходство в приустьевых районах рек Урала и Волги в радиусе 50 километров от наиболее выдвинутой в сторону моря точки казахстанской части наземной дельты реки Волги и наиболее выдвинутой в сторону моря точки наземной дельты реки Урала, а также в полосе шириной 15 километров от береговой линии между границами вышеуказанных придельтовых пространств и далее на восток до реки Эмба». Запрет не касается «судоходства судов, осуществляющих промысел рыбы и ее транспортировку, научно-исследовательские работы и контрольно-инспекционную деятельность по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира».
Запрет на проведение работ связан как с нерестом рыбы, так и необходимостью сохранения птиц в местах гнездования (тростниковых зарослях, песчаных прибрежных косах и островах).
Отметим, что, по информации рядовых сотрудников областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, при прокладке первичных трубопроводов подобной спешки не было. Работы велись с соблюдением сроков запрета, трубы укладывали урывками. По этой или другой причине работы в то время растянулись на 5-6 лет. Однако, судя по письму NCOC в Минэнерго, на этот раз подобная «роскошь» для консорциума непозволительна. Напомним, что затраты, которые несет консорциум по замене трубопроводов, относятся к невозмещаемым.
«КТО Ж ЕГО ОТМЕНИТ, ЭТО Ж ЗАКОН»
Официальный ответ на редакционный запрос в адрес министерства, несмотря на прошедшие сроки, пока не пришел. Между тем, как сообщают наши источники, в Минэнерго позицию NCOC не поддержали.
В ходе недавнего визита в Атырау председатель Комитета лесного хозяйства и животного мира министерства сельского хозяйства Багдат АЗБАЕВ и его заместитель Нариман ЖУНУСОВ, сообщили «АЖ», что в настоящее время проект NCOC по ПредОВОС замены трубопроводов находится на повторном рассмотрении.
– Мы одобрим его, если они устранят наши замечания (см. «Старые трубы останутся на дне». – Л. С.) и предоставят гарантию по возмещению ущерба, который будет нанесён рыбным ресурсам в ходе строительных работ, – сказал Б. Азбаев. – Он рассчитывается по специально утверждённой методике. Причём у природопользователя есть выбор: либо он погашает рассчитанную сумму в денежном выражении, либо предоставит проект по воспроизводству рыбных ресурсов.
– О какой сумме гарантии идёт речь?
– О 300 миллионах тенге. Но они их ещё не предоставили.
– Запрет на ведение работы в море в период с 1 апреля до 15 июля остаётся в силе?– спросили мы у Н. Жунусова.
– Разумеется. Это наше главное требование. Речь же идёт об Экологическом кодексе, кто его может отменить? Есть конкретные сроки и координаты в прибрежной зоне, где и когда работы не могут вестись. А если кто-то будет в этот период работать, то будет нести ответственность в соответствии с законом.
Между тем, по неофициальной информации, какие-то работы на побережье Каспия сейчас уже ведутся. Напомним, что контракт на работу по замене двух трубопроводов от острова D на Кашагане до завода «Болашак» выиграла итальянская нефтесервисная компания Saipem через свою дочернюю компанию «Ерсай» («Ерсай Каспиан Контрактор»). Сумма контракта – $1,8 млрд.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА