Атырау, 15 января 21:21
 будет пасмурноВ Атырау -4
$ 530.24
€ 543.97
₽ 5.16

Что нас ждёт в 2015 году?

15 912 просмотров

В канун Нового года мы обратились к экспертам с традиционным вопросом: какие политические и экономические изменения ожидают нас в 2015 году? А заодно посмотрели, сбылись ли их прошлогодние прогнозы.

Политолог Талгат МАМЫРАЙЫМОВ:

Отойти в сторонку и начать транзит власти

В этом году в нашей стране продолжилась стагнация публичной внутриполитической жизни. Только лишь одно политическое движение «Антигептил» хоть как-то, по мере своих сил пыталось расшевелить болото. Но все было тщетно – власти с силовиками держали руку на общественно-политическом пульсе.

Простые казахстанцы в отчаянии, небольшими группами выходили на маленькие акции протеста, пытаясь отстоять разные свои права, в большинстве своем – право на собственное жилье. Но и эти выступления моментально блокировались и спускались на тормозах, без практических позитивных следствий. В текущем году в наших акиматах, по всей видимости, чуть ли не на нормативном уровне стала применяться изматывающая тактика. Ее суть в том, что в ответ на запросы простых граждан акиматы «кормят их завтраками», вселяя надежду и изматывая, вынуждают отказываться от требований. Как видим, аморальная натура многих из наших власть предержащих все больше и больше прогрессирует.

С другой стороны, в уходящем году во многом именно аморальный беспредел, произвол властного класса привел к некоей активизации политической жизни, но, правда, только в социальных сетях наподобие Фейсбука. В этом смысле показательна гневная реакция в соцсетях на негативное заявление акима Астаны А. Джаксыбекова о внутренних мигрантах, прибывающих в нашу столицу.

Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов, что углубление недоверия к власти в уходящем году было обусловлено и такими сугубо экономическими факторами, как произошедшая в феврале девальвация тенге. Впрочем, в данном случае власть опять-таки наплевательски отнеслась к интересам народа, проведя эту «операцию» молниеносно, без предоставления впоследствии ощутимой компенсации. Более того, в этом году мы стали свидетелями неудержимого роста цен, что существенно ухудшило жизненный уровень многих казахстанцев.

Другим фактором роста виртуального политического участия казахстанцев стала аннексия Крыма и агрессия на юго-востоке Украины со стороны России. Эти события стали ключевым катализатором выхода разного рода скрытых, в том числе протестных настроений в открытый виртуальный формат. Да, это происходило практически только лишь в социальных сетях. Однако это, во-первых, отражает некий рост политической грамотности общества. Во-вторых, данный факт также демонстрирует наличие в нашем обществе запроса на кардинальные перемены во всех сферах. В-третьих, события в Украине показали, что казахская государственность состоялась, поскольку рост пророссийских великоимперских настроений в нашей стране был резко негативно воспринят большей частью общества.

В то же время украинский конфликт, подписание и ратификация договора о создании ЕАЭС стали неким водоразделом между двумя путями для Казахстана – быть по-настоящему независимым государством, прагматично сотрудничающим со всеми, или войти под протекторат какой-либо соседней державы. Собственно, под этим знаком, вопросом и прошла большая часть политической жизни в Казахстане в этом году. Поэтому неслучайно в оканчивающемся году Назарбаев не один раз заявлял о возможности выхода из ЕАЭС, если он будет угрожать независимости Казахстана. А во время интервью от 21 декабря он даже сказал, что «Евразийский союз подвергается очень большому риску в связи с кризисом». Понятное дело, какой кризис он имел в виду – углубляющийся экономический кризис в России, эскалацию её конфликта с Западом. После украинского конфликта многие на постсоветском пространстве стали опасаться, что Москва силой может их подчинить. Не исключено, что опасения Астаны, Минска в отношении Кремля стали одной из причин «торговых войн» стран-членов Таможенного союза в истекающем году, что позволило многим говорить о фактическом откате, конце евразийской интеграции.

Возможно, учитывая все вышеприведенные факторы, Назарбаев инициировал программу инфраструктурных реформ, строительство доступного арендного жилья, что вылилось в проект Нұрлы жол. А под занавес года было объявлено о повышении разных бюджетных выплат с начала следующего года. И, по всей видимости, Назарбаев пошел на такой шаг не только из-за рисков евразийской интеграции, снижения уровня жизни народа, цен на нефть, но также опасаясь народного недовольства в преддверие важных для него событий – в первую очередь внеочередных президентских и парламентских выборов. Неслучайно в это время власти стремились лишить общество последних источников альтернативной информации о ситуации в стране. Как вы знаете, в уходящем году пытались закрыть ряд таких СМИ, а в настоящее время идет судебный процесс по журналу «Адам бол».

Несмотря на то, что через несколько дней мы будем в ЕАЭС, представляется, что во внешнеполитической сфере в 2015 году нас могут ждать сюрпризы в виде осложнения отношений с Кремлем. Акорда в следующем году может начать мягкое дистанциирование от Москвы, рассчитывая на помощь, в первую очередь, Пекина, с которым недавно были заключены крупные экономические соглашения. Астана, видимо, также надеется на помощь Запада в своем отходе от диктата Москвы. Акорда, по-видимому, опасается, что Москва в следующем году может войти в жесткий клинч с Западом, что может негативно отразиться и на всем Казахстане. Кроме того, в следующем году не исключены крупные народные волнения, протестные выступления в России. Вслед за этим возможны потрясения российского правящего режима. Астана, видимо, понимает, что в таких условиях возможны разные негативные сценарии для Казахстана.

Во внутриполитическом формате в следующем году мы можем стать свидетелями начала транзита правящей власти. И это, скорее всего, будет транзит не просто власти, а режима. Иначе говоря, нас могут ожидать сначала президентские, а затем парламентские выборы. Вслед за этим, возможно, у нас будет полупрезидентская республика. Но Назарбаев вряд ли откажется от масштабного контроля политического процесса в нашей стране, даже если он покинет свой пост, уступив свою должность и.о. главы государства. Соответственно, Назарбаеву для реализации этих гипотетических планов сейчас очень важна поддержка своей партии «Нур Отан». Поэтому-то у руля этой партии в уходящем году он собрал близких себе людей, в том числе свою старшую дочь.

Вместе с тем успешность постназарбаевского Казахстана будет зависеть не от действующей политической и интеллектуальной элиты. Постназарбаевский Казахстан станет сильным, успешным и справедливым государством только в том случае, если политический процесс в нашей стране, наконец-то, будет находиться под широким контролем простого народа. Будущее Казахстана должно быть обеспечено самим его народом при поддержке морально здоровой части интеллектуальной и политической элиты. Не может один человек, пусть даже, возможно, гениальный, быть гарантом будущего целой нации, целого государства.

Сбылись ли прогнозы на 2014?

Талгат Мамырайымов в своем прошлогоднем прогнозе «АЖ» предположил, что государство будет снижать расходы на социальную политику из-за больших расходов на проведение «Экспо-2017» и неудач в экономической политике государства, поэтому придется еще туже затянуть пояса. Соответственно, не исключил, что власти продолжат закручивать гайки, чтобы предотвратить массовые протестные выступления казахстанцев.

Прогноз экономиста Петра СВОИКА читайте здесь.

Подготовила Сауле ТАСБУЛАТОВА

23 декабря 2014, 14:53

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.