В канун Нового года мы обратились к эксперту экономисту Петру СВОИКУ с традиционным вопросом: какие политические и экономические изменения ожидают нас в 2015 году? А заодно посмотрели, сбылись ли их прошлогодние прогнозы.
ПЕРЕЖДАТЬ БУРЮ В РОССИИ
– Следующий год будет напряженным, выжидательным. Все, глядя на Россию, ждут девальвации тенге, а ее пока не будет. Сейчас Казахстан внимательно смотрит на события в России и старается не втягиваться в них, выжидая, чем это закончится, чтобы встроиться в определившийся тренд. Поэтому главный вопрос: что же происходит в России? Россия находится в состоянии бескровной, но очень жесткой войны с Америкой и попутно с Европой. Ставки в этой войне очень высокие. Запад хочет свалить режим Путина и установить в России либеральное правление людей типа Кудрина или Ходорковского, а еще лучше – разделить Россию на несколько отдельных суверенных государств. При этом Россия вступила в войну, имея безусловные политические победы – это Крым и юго-восток Украины, и поэтому президент Путин имеет очень мощную поддержку российского населения. Но у России придаточная, колониального типа, экономика, и, соответственно, главные субъекты этой экономики и само правительство представляют не национальные интересы страны, а внешний интерес, ориентированный на вывоз из страны ресурсов и долларовые счета.
Поэтому одерживая политические победы, Россия одновременно терпит очень серьезное экономическое поражение. В частности, если падение цен на нефть, которое, конечно, не случайно и организовано геополитическими соперниками России, серьезно ударило по платежному балансу России, то самый тяжелый удар нанесла девальвация рубля. Причем если нефть опустили, условно говоря, американцы, то рубль – сами русские. То есть российское либеральное правительство и российская внешне ориентированная экономика сами создали ситуацию, при которой рубль обесценился, и теперь весь следующий год российское правительство будет пытаться справиться с последствиями падения рубля, которое само и устроила. А именно все цены теперь, поскольку они завязаны на импорт, будут расти из-за низкой стоимости рубля, и правительству придется искать дополнительные источники компенсации, но такая компенсация всегда будет запаздывать, соответственно, недовольство населения будет расти. Плюс ко всему, после того, как ЦБ катастрофически опустил рубль, он поднял стоимость рублевых процентных ставок и тем самым полностью заблокировал источники развития российской экономики. То есть весь 2015 год российское правительство не только будет пытаться бороться с последствиями падения курса, но еще и топтаться на месте, потому что экономика не будет иметь источников развития. Причем поменять такую политику Путину быстро не удастся, потому что способствовала катастрофе рубля не одна Набиуллина, но и правительство, которое, на самом деле представляет колониальный, а не национальный интерес. Более того сама Дума, которая в чисто политическом плане полностью поддерживает Путина, в экономическом плане тоже наполовину пролондонская.
Поэтому, по всей видимости, состояние экономики России в следующем году будет ухудшаться, и перелом произойдет не раньше, чем произойдут важные политические реформы. Я даже думаю, что Путин пойдет на досрочные выборы в Думу, с тем чтобы уже на основании обновленного депутатского корпуса поменять всю правительственную команду. В этом свете Казахстану ничего не остается, как наблюдать и ждать развязки.
По тенге. С ментальной точки зрения для казахстанцев падение курса рубля такой же шок, как и для россиян. Все близки к панике. Дошло до того, что когда Назарбаев говорит, что хотя и наступают сложные времена, но тенге будет поддерживать устойчивость, народ думает, что завтра будет девальвация. Но реально оснований для девальвации нет. У меня на это два доказательства. Первое. Понижение курса рубля ухудшает торговый баланс с Россией, но он и до этого все годы был невыгодный для нас, отрицательное сальдо в торговле с Россией порядка 11-12 млрд долларов в год. В связи с девальвацией рубля это минусовое сальдо еще немного подрастет, может добавиться полмиллиарда или миллиард, не больше, но это с точки зрения валютных резервов Нацбанка копейки, поэтому компенсируется. Второе. Надо иметь в виду, что изменения курса валют важны лишь в тот момент, когда они происходят, т.е. это примерно как волна, идущая за кораблем, но корабль прошел и волны закончились. Так и тут: если Казахстан перетерпит и сохранит курс тенге до того момента, когда рубль стабилизируется, – а он не может падать бесконечно – то буквально через три-четыре месяца придет точно к таким же торговым отношениям как при старой стоимости. Поэтому тактика выжидания вполне эффективна.
Отдельный вопрос, что в Казахстане политические изменения назрели. Здесь скорее не прогноз, а пожелания. Хорошо бы Акорде от персональной президентской власти перейти в партийно-парламентский формат. То есть партию «Нур Отан», которая сегодня считается правящей, а на самом деле ничем не правит, надо реально сделать правящей, чтобы она реально назначала министров, акимов и председателей национальных компаний. И чтобы она это делала через парламент и, разумеется, в парламенте должны быть другие партии, представляющие правое и левое крыло. Это будет неплохо для всех нас и для режима в том числе. Им же тоже надо когда-то переходить от персональных властных схем к институциональным. Но не факт, что президент на это решится, возможно, он проведет какие-то половинчатые реформы, например, досрочное свое переизбрание, а также проведет какие-то менее серьезные изменения в парламенте и досрочные парламентские выборы. В любом случае, какой бы ни был вариант, в конце зимы, начале весны что-то будет все равно. А до этого за судьбу тенге не стоит особо беспокоиться.
Сбылись ли прогнозы на 2014?
Петр Своик в прошлогоднем прогнозе не исключил, что экономическая ситуация в Казахстане и других сырьевых экономиках может стать резко проблемной из-за падения цен на нефть. Также эксперт отметил, что цены на нефть в 2014 году, по всей видимости, уже больше не будут подниматься. И предположил, что правительству РК из-за негатива в экономике придется прибегнуть к активному использованию Нацфонда. Так и случилось.
Сауле ТАСБУЛАТОВА