Вопреки обнадеживающим заявлениям главы Нацбанка и правительства о стабильности национальной валюты казахстанцы в страхе перед второй волной девальвации избавляются от сбережений в тенге. В частности, только в ноябре атыраусцы вложили в три самые востребованные валюты на нашем рынке – доллары, евро и российские рубли – в совокупности более 16,4 млрд тенге.
БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕТВЕРГ
Доверие к нацвалюте падает, и небезосновательно. В начале декабря информагентство Росбизнесконсалтинг опубликовало рейтинг, в котором Казахстан вошел в десятку (восьмое место) стран с самой слабой валютой. С начала года тенге в отношении доллара потерял 15% своей стоимости. К слову, второе место в десятке (после Украины) досталось российскому рублю – он обесценился относительно доллара на 39%.
Банкиры не скрывают, что сегодня среди их клиентов нередки сомнительные в своей прибыльности сделки по оформлению потребительских кредитов в тенге, которые те переводят в доллары и кладут их на депозитные счета в ожидании скорого обрушения тенге. Согласно статистическим данным, предоставленным нашей газете начальником валютного отдела контроля валютных операций атырауского филиала Нацбанка РК Айгуль ИБРАЕВОЙ, в ноябре нынешнего года в Атырау населением было выкуплено на 22 млн долларов и на 368 млн рублей больше, чем в ноябре прошлого года.
Вот сравнительная таблица:
Ноябрь 2013 год
Покупка у населения
$ – 14 млн
RR – 71 млн
Eвро – 491 тыс.
Продажа населению
$ – 52 млн
RR – 235 млн
Евро – 1,5 млн
Ноябрь 2014
Покупка у населения
$ – 11 млн
RR – 74,1 млн
Eвро – 257 тыс.
Продажа населению
$ – 74 млн
RR – 603,4 млн
Евро – 2,5 млн
Официальные данные за текущий месяц будут готовы только в январе будущего года, но уже очевидно, что в декабрьской сравнительной статистике тенге будет выглядеть еще бледнее. В среду, 10 декабря, некоторые банки второго уровня отказались от продажи, производя только операции по покупке долларов. Этот факт у некоторых горожан вызвал панику. Правда, уже наутро в четверг в тех же банках можно было приобрести крупные объемы американской валюты – по чуть более высокому курсу, чем накануне. Но уже к вечеру того же дня, обзвонив практически все банки второго уровня, я выяснила, что наличность в валюте вновь исчезла.
Владелец одной из сетей обменных пунктов 11 декабря утверждал, что проблем с недостатком долларовой наличности нет, как и евро и рубля. Между тем у более крупного конкурента этой сети во второй половине четверга не было ни продажи, ни покупки рубля и доллара.
РУБЛЬ ПАДАЕТ, ЦЕНЫ – НИКОГДА
Потребительский интерес казахстанцев к другой валюте – российскому рублю – наоборот, вызван её критическим ослаблением. Цена на рубль начала падать в конце лета. С 5,1 тенге за рубль в августе она постоянно снижалась, пока не упала до нынешних 3,35 по курсу Нацбанка (на 11 декабря). Но рубль рассматривается не как валюта сбережения, а как товарные инвестиции. Бум на покупку автомобилей в приграничных с нами городах, в южной и даже в Центральной России уже набрал обороты, очевидцы свидетельствуют – автосалоны Астрахани, Оренбурга и Самары совершенно пусты, и опустошили их именно мы. Наметилась новая тенденция – теперь казахстанцы вкладываются в недвижимость в России, благо, там нет ограничений для нерезидентов с голубым паспортом. Высокой ликвидностью наши граждане наделили также строительные материалы – их из России в последнее время возят в огромных объёмах.
Любопытно, что падение рубля, с которым работает значительная часть коммерческого рынка продуктов и потребительских товаров из России, совершенно не повлияло на их стоимость в тенге. Рубль дешевеет, а соответственно и закупочная стоимость товара, но его удешевления на нашем рынке это не вызвало. Возможно, разницу съедает инфляция. Но очевидно, что многие продавцы, особенно групп товаров не каждодневного спроса, получают сейчас более высокую прибыль, чем несколько месяцев назад.
В выигрыше и граждане Узбекистана, имеющие доход у нас. Там доллар за последние два месяца тоже значительно окреп: с 3 200 сумов за доллар в конце сентября до 3 400 сейчас на черном рынке. Сотрудники банковских отделений на рынке «Дина» подтверждают, что скупка львиной доли долларов на этих точках в основном производится именно гражданами Узбекистана. На разнице в курсах они выигрывают до 18-20 тенге за доллар: в переводе на наши деньги за доллар в Ташкенте дают 200 тенге.
СБЕРБАНК СБАВЛЯЕТ ОБОРОТЫ
Беспокойства добавила и новость о том, что 8 декабря «Сбербанк-Казахстан» прекратил прием заявок на выдачу тенговых кредитов, но уже 9-го пресс-служба банка распространила релиз о том, что приостановлен прием заявок только на залоговые ипотечные кредиты. Ссылаясь на «перевыполнение бизнес-ожиданий» этого года «дочка» российского банка вскользь упомянула о процедуре пересмотра условий на ряд кредитных продуктов «в связи с высокой волатильностью мировой экономики». Материнский банк этого БВУ – российский «Сбербанк», один из мощных финансовых институтов РФ, в последние годы не жалевший денег на агрессивную маркетинговую и экономическую интеграцию в казахстанский рынок своей «дочки». Однако сейчас в России отпущенный в свободное плавание рубль привел к стагнации рынка и резкому снижению покупательской способности. Возможно, пересмотр условий выдачи кредитов вызван этими экономическими изменениями в соседней стране, во всяком случае, формулировка о волатильности мирового рынка весьма расплывчата и допускает различные её трактовки.
Неудивительно, что негативные слухи коснулись и другого российского банка в Казахстане – ВТБ.
– Выдача кредитов в тенге продолжается, никаких изменений нет, работаем в обычном режиме, – сообщила по телефону замдиректора атырауского филиала ВТБ Гаухар ГАБДИЖАЛЕЛ.
Один из читателей сообщил нам, что прекратил выдавать кредиты в тенге банк «Азия-кредит». Мы связались с начальником отдела кредитования юридических лиц атырауского филиала Ермеком ИХЛАСОВЫМ, но он сослался на необходимость согласования разглашаемых сведений с руководством, а позже и вовсе отказался от комментариев.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА