«Еду на гастроли. Купе. Все знакомятся. Самое интересное начинается, когда дело доходит до меня.
– Вы артист? – оживляются соседи. – В кино играете? Поёте? О-о-о, фокусник?!
На лицах собеседников возникают иронические улыбки, и кто-нибудь обязательно, прищурив глаз, процитирует беспризорника Мустафу из «Путёвки в жизнь»:
– Значит, ловкость рук и никакого мошенства?..
«САМ НЕ ЗНАЮ, КАК ЭТО ДЕЛАЮ»
Тень фокусника-иллюзиониста Ильхама КЕРИМОВА вопреки законам физики может раствориться в стене, а его тело у всех на глазах просачивается сквозь зеркала. Он может освободиться от оков и в последний момент увернуться от острых кольев, которые обязательно должны были сделать в нём сорок маленьких дырочек.
…Из салфетки появляются кролики; его ленты, разрезанные ножницами, чудесным образом срастаются… Будучи связанным по рукам и ногам, он без труда снимает с себя пиджак. Это ещё что! Он запросто может повиснуть в воздухе без всякой опоры или распилить человека пополам без ущерба для его здоровья. А ещё у него есть гильотина для отсечения голов и кистей таким фомам неверующим, как, например, я. Хорошо, что мистер Ильхам (таково его сценическое имя) истинный джентльмен: вместо того чтобы оттяпать мне что-нибудь, достал из-за моего уха цветочек и, поклонившись, тут же его подарил. А потом, не дожидаясь, пока очухаюсь, показал с десяток виртуозных карточных фокусов подряд.
– Как вы это делаете?– как ни зарекалась, всё же задала этот банальный вопрос.
Сделав большие испуганные глаза, он замогильно прошептал:
– Сам не знаю…
Секрет одного карточного фокуса, вероятно, чтобы я, наконец, отстала, он всё же раскрыл, заверив, что доселе никогда этого не делал. Как выяснилось, это и вправду не в правилах фокусников. Дело в том, что у артистов иллюзионного жанра главное «цеховое правило» –не выдавать секретов зрителям.
…НО МОЖНО РУКОПИСЬ ПРОДАТЬ
Ильхам родом из Азербайджана и на сегодняшний момент известен не только на своей родине. Путешественник по духу, он удивляет зрителей Швейцарии, Турции, Узбекистана, Казахстана, Германии и других стран.
Как люди становятся фокусниками? У Ильхама жажда познать это находящееся за гранью простого человеческого восприятия действо возникла ещё в детстве.
–Я тогда учился в первом классе, мы со всей школой пошли на представление цирка-шапито, заехавшего в наш город, и там выступал фокусник, –вспоминает Ильхам.–То, что он делал, меня настолько поразило, что я твёрдо решил разгадать его тайны. Благо, на базе одной из школ моего родного города Сумгаит был кружок известного в советские времена фокусника-иллюзиониста Арифа Гурбанова. Некоторые азы я постиг там, а окончив школу, не напрягал себя мыслями, куда пойти учиться – конечно на фокусника. И поступил в Азербайджанский театр иллюзии. Целых три месяца проходил отбор, и в конце концов меня взяли. Помимо основной учёбы, наши учителя показывали фокусы, а их разгадывание было чем-то вроде ежемесячного экзамена. Если в конце месяца студент не знал, каким образом этот фокус осуществляется, то он отчислялся – всё было очень серьёзно. И так четыре года.
Известного фокусника Дэвида Коперфильда заковали в наручники, связали, обмотали скотчем, зашили в мешок, мешок положили в деревянный ящик и заколотили крышку гвоздями. Этот ящик, в свою очередь, поместили в металлический контейнер и заварили. Всю эту конструкцию подняли на вертолёте и скинули в Ниагарский водопад.
К сожалению, секрет фокуса Дэвид унёс с собой.
–Ещё подростком я смотрела шоу, где некто в чёрной маске разоблачал серию фокусов Дэвида Коперфильда. Было как-то обидно за Дэвида…
– У каждого фокусника-иллюзиониста есть залежалые фокусы, которыми он больше не пользуется. Не жалейте Дэвида – он ведь их продал. Они ему уже всё равно были не нужны. Я тоже иногда покупаю фокусы – это нормальная практика.
– И какова цена?
– Варьируется в зависимости от сложности. Один и тот же фокус в разных странах может стоить по-разному – в Европе пять тысяч долларов, а в Китае можно купить и за две… Но в основном я свои трюки сам придумываю. «Своих» у меня около сорока.
«Я ХОРОШИЙ МОШЕННИК»
– Вы бы могли сорвать куш в 90-х, подрабатывая шулером-напёрсточником…
– Мне часто в то время предлагали такое, – кивает Ильхам. – Но я иначе воспитан: родители в своё время чётко объяснили, что воровать и обманывать людей – это плохо. Впрочем, вот ведь парадокс: главное в моём выступлении – обман. Чем его больше, тем интереснее. Какие бы слова вы ни подбирали, определяя суть искусства фокусника, всё равно придёте к самому простому: он обманывает зрителей. А раз обманывает – значит, мошенник. Только какой? Я хороший «мошенник», ведь «потерпевшие» не плачут, а получают большое удовольствие. И чем лучше я обманываю, тем довольней зрители.
Закурив, Ильхам щурится и улыбается, дав мне возможность подумать над его словами. Потом, ловко вытащив салфетку из воздуха, со скучающим видом запихивает в неё тлеющий окурок:
–С моей профессией очень трудно верить в существование магии. Но я верю. Да и что говорить, всем нам хочется, признаёмся мы себе в этом или нет, веритьв волшебство.
Сказав это, он разворачивает салфетку, изящным движением встряхивает и, наблюдая, как падает на стол моя челюсть, демонстрирует девственную чистоту ткани.
–Я же говорю, магия…
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора