Очередное повышение розничных цен на бензин народ воспринял покорно. Длительные перебои с 92-м, отпуск по карточкам и заявление министра нефти и газа РК Узакбая КАРАБАЛИНА о том, что повышения цен на ГСМ в августе не будет, – все это только усилило впечатление, что скачок неминуем. И вот в четверг, 21 августа, правительство повысило предельные цены на популярные марки топлива.
ЗАПРАВКИ ЖДАЛИ СКАЧКА ЦЕН
Ситуация в профильных ведомствах до повышения цен выглядела донельзя противоречиво. В начале августа, когда пошла волна слухов о дефиците ГСМ на АЗС, национальный оператор – АО «КМГ» – опроверг слухи о дефиците бензина. В середине августа представитель Единого национального оператора ТОО «КМГ Өнімдері» (КМГО) также заявил, что оснований для возникновения тотального дефицита бензина в Казахстане нет. И отметил, «что одной из вероятных причин дефицита бензина на розничном рынке РК может выступать сдерживание реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен на рынке РК».
Буквально через неделю, 21 августа, в АО «КМГ – переработка и маркетинг» заявили о необходимости повысить цены на бензин на 10-15%.
– Наше экспертное мнение, что на сегодня есть два фактора, которые свидетельствуют о том, что цена должна подняться, – непосредственно прошедшая девальвация национальной валюты, ну и сезонное повышение на данный нефтепродукт. То есть, наше экспертное мнение – цена должна подняться на 10-15 процентов. Думаю, это справедливая цена, – сообщил в ходе брифинга в Астане заместитель генерального директора по маркетингу АО «КМГ – Переработка и Маркетинг» Ерлан КОЙБАГАРОВ.
Через несколько часов после этого заявления правительство повысило предельную цену АИ-92 со 115 до 128 тенге.
После повышения дефицит и впрямь исчез. В частности, в Атырау на АЗС сети «Гелиос», где до повышения наблюдались перебои с 92-м, ситуация сразу нормализовалась.
– Я всегда заправляюсь на «Гелиосе», до подорожания 92-й отпускали по карточке или его не было. После подорожания я позвонил диспетчеру, мне ответили: у нас везде есть бензин, приезжайте, – говорит один из водителей. – Правда, в воскресенье, 24 августа, часам к семи вечера на заправке на выезде на уральскую трассу 92-го не было.
ЗАВИСИМ ОТ БЕНЗИНОВОЙ МЕТРОПОЛИИ
Ситуацию с бензином в стране мы попросили прокомментировать в Агентстве по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ).
Приводим ответ Ерлана ХАСЕНБЕКОВА, директора этого Агентства: «Как известно, в Казахстане произошло подорожание топлива. Оно коснулось всех марок бензина и дизельного топлива. В частности, наиболее востребованный населением бензин марки АИ-92 подорожал со 115 до 128 тенге – или почти на 12%. Ранее в тот же день представители «КМГ – Переработка и Маркетинг» сообщили на брифинге, что цена на топливо будет поднята на 10-15% в ближайшее время. Широкая общественность, тем не менее, не ожидала, что объявленное подорожание случится буквально в тот же день.
Как долго продержится новая цена – неизвестно. Однако ясно, что существующая на казахстанском топливном рынке ситуация далека от идеальной, и повышение цены на топливо – мера непопулярная. Ясно также и то, что для предотвращения дефицита в будущем Казахстану еще не раз придется прибегнуть к такой мере.
Почему же на сегодняшний день в Казахстане существует дефицит бензина, и как долго будут иметь место такие ценовые скачки? Краткий ответ звучит так: «Казахстан не покрывает собственные потребности в бензине и вынужден ввозить его из России». Развернутый ответ лежит в нескольких плоскостях и включает такие элементы, как недостаточные производственные мощности отечественных предприятий, зависимость от уровня производства в РФ, девальвация национальной валюты, стоимость нефти в конечном продукте, спекулятивные факторы и прочее.
Вкратце можно остановиться на каждом пункте. Относительно недостаточных производственных мощностей отечественных НПЗ известно давно. В данное время в РК действуют три нефтеперерабатывающих завода, которые ежегодно производят около 1,9 млн тонн автобензина марки АИ-92 и 4 млн тонн дизельного топлива. Ежегодное потребление автобензина марки АИ-92 составляет приблизительно 2,8 млн тонн и дизельного топлива – порядка 4,6 млн тонн, а дефицит между производством и потреблением покрывается за счет поставок нефтепродуктов из РФ.
Следует отметить, что потребность в дизельном топливе возрастает с июля по сентябрь включительно, так как по графикам Министерства энергетики РК и Министерства сельского хозяйства сельхозтоваропроизводителям поставляется дизельное топливо для осуществления осенне-полевых работ в их регионах. Существуют также потребности промышленности. Кроме того, необходимо учитывать увеличивающееся количество автотранспортных средств в стране: по состоянию на середину 2014 года в Казахстане насчитывается примерно 3,8 млн автомобилей.
Ориентировочно полная модернизация всех НПЗ, после которой они будут способны полностью обеспечить потребности страны, завершится в 2016 или 2017 году. Тем не менее остаётся вероятность, что модернизация займёт больше времени, чем предполагалось, и заводы выйдут на проектную мощность только к 2019 году. Обсуждается возможность строительства четвертого НПЗ, но это весьма отдаленная перспектива.
Зависимость от уровня производства в РФ:Казахстан и Россия ежегодно подписывают индикативный баланс, в котором отражаются плановые объемы нефтепродуктов для ввоза в нашу страну. Эти объемы должны беспрекословно соблюдаться – то есть Казахстан не может купить в России топлива меньше или больше запланированного объема.
Вместе с тем, оптовые цены в России сложились значительно выше казахстанских, то есть ввозить бензин из Российской Федерации стало экономически нерентабельно. Цены на российский продукт выросли в июне 2014г. в результате аварии на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, последствия которой будут ликвидироваться вплоть до конца этого года. Данный завод производит свыше 7 млн тонн нефтепродуктов в год, из которых около 4 млн тонн – светлые нефтепродукты. В указанный период федеральной антимонопольной службой были введены ограничения на экспорт бензина с целью недопущения возникновения дефицита на внутреннем рынке РФ.
Конъюнктура рынка на сегодняшний день (по крайней мере, до вчерашнего дня) не позволяет приобрести нефтепродукты по приемлемой цене, так как цены на российские нефтепродукты слишком высоки для рынка РК. Тем не менее АО «КМГ Онiмдерi» по поручению государства – для насыщения внутреннего рынка, поддержки сельского хозяйства и коммунальных объектов – поставило 21 тыс. тонн АИ-92 и 33 тыс. тонн дизельного топлива в июне и июле 2014 года, и должно поставить порядка 10 тыс. тонн АИ-92 и 15 тыс. тонн дизельного топлива до конца августа 2014 года. Поставка удешевленного топлива для сельчан от АО «КМГ Онiмдерi» проводится в соответствии с графиком. Заявленные акиматами объемы ГСМ для осенне-полевых работ и других целей будут отгружены в срок. Напомним, что АО «КМГ Онiмдерi» было назначено единым оператором по поставке нефтепродуктов из РФ с целью недопущения бесконтрольного ввоза нефтепродуктов из РФ, которые могли привести к затовариванию казахстанских НПЗ произведенной продукцией. Данная мера была применена с целью сохранения энергетической безопасности страны. В июле, однако, она была отменена за отсутствием ее дальнейшей необходимости. Тем не менее, к увеличению ввоза российского бензина это не привело, так как приобретать его при текущих розничных ценах на АИ-92 и дизельное топливо экономически невыгодно.
Девальвация национальной валюты: Как известно, в феврале 2014 г. произошла девальвация тенге, и компаниям-реализаторам топлива стало невыгодно покупать топливо за доллары США (т.е. тратить больше тенге, чем раньше) и продавать за национальную валюту. Цена на бензин в Российской Федерации растет, по сравнению с относительно неизменной казахстанской, уже на протяжении ряда лет, а в последние месяцы это особенно заметно. Так, в январе-феврале 2014 г. литр АИ-92 стоил 147 тенге, а с марта по июнь возрос со 151 до 165 тенге за литр. По дизельному топливу разрыв между казахстанскими и российскими ценами еще значительнее. В начале 2014 года они составляли соответственно 102 и 160 тенге за литр дизтоплива, а в июле – 115 тенге и 178 тенге за литр соответственно… Понятно, что такая ситуация не могла продолжаться бесконечно долго. Во избежание дефицита цену рано или поздно пришлось бы повысить.
Стоимость нефти:Согласно анализу нашего Агентства, стоимость нефти в цене бензина, произведенного в Казахстане, составляет 57,7%. Процессинг (переработка нефти по договору с владельцем нефти) – 14%, акцизы и налоги (НДС и КПН) – 15,2%, транспортные расходы – 5%, прибыль от оптовой деятельности – 0,6%, прибыль от розничной деятельности – 7,5%. Стоимость переработки нефти (процессинга) регулируется антимонопольным ведомством, поэтому НПЗ, являясь государственными предприятиями, не имеют возможности «накручивать» цены.
Спекулятивные факторы: То, свидетелями чему мы были всю последнюю неделю. АЗС практически остановили реализацию АИ-92, оставив его в хранилищах в ожидании (уже случившегося) повышения цен на него. Иначе как спекуляцией или ценовым сговором, это назвать трудно.
Как говорилось выше, положение дел на топливном рынке далеко от идеального. Не станет оно таковым и после модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, так как даже у технологически продвинутых модернизированных заводов бывают проблемы и сбои в работе. Тем не менее сейчас главное – избежать дефицита и продолжить обеспечение потребностей населения и экономики. Должны заключить, что повышение цен – единственный действенный на сегодняшний день способ справиться с топливным дефицитом».
За 20 лет независимости можно было построить пару новых НПЗ и добиться реальной (топливной) независимости. Кто мешал?
Сауле ТАСБУЛАТОВА