Атырау, 30 ноября 07:45
 будет пасмурноВ Атырау +2
$ 511.22
€ 540.05
₽ 4.73

Самый долгожданный класс

9 069 просмотров

Ерлан КУМИСКАЛИЕВЕрлан КУМИСКАЛИЕВЕрлан КУМИСКАЛИЕВ открывает при своём Центре канистерапии класс для особенных детей. Класс небольшой, всего 5-6 человек. Для развития этих детей можно было бы запустить еще множество программ, благо, людей, готовых их поддержать, немало, но всё упирается в отсутствие помещений. 

 

ТРИ КОМНАТКИ И КУХНЯ

Я очень обрадовалась, когда узнала, что в конце июня Центр канистерапии переехал в новое здание. Но когда приехала по адресу Атамбаева, 12 В, то радость угасла. Поворот на Химпоселок, здание промышленного типа за оптовым складом. Это далеко от остановок, добираться нелегко, особенно, если учесть, что детей матерям приходится нести на руках. Как позже рассказали родители, несколько раз у детей случались тепловые удары, нести-то их приходится по жаре. Двор завален какими-то железными конструкциями, стоят вагончики, торчат штыри. На второй этаж, где располагается центр, приходится взбираться по крутой лестнице. Представляете, каково слабой женщине нести на второй этаж 11-летнего мальчика? Но родители рады и этому зданию. Спасибо предпринимателю из Астаны, который предоставил Центру канистерапии временное пристанище.

В центре три небольшие комнаты и кухня. Здесь устроен лагерь, в котором родители занимаются с детьми по программе, расписанной для них известным реабилитологом Боженой БЕЙНАР-СЛАВОВ, (см. «АЖ» №26 от 26.06.14 г., «Надежда на Божену»). В центре одной комнатки располагается специальная конструкция, на которой детям делают паттернинг – специальный массаж. Сделать его одной маме не под силу, нужны три помощника. Три женщины держат ребенка за ручки и ножки и синхронно выполняют движения, имитирующие плавание, темп задает мать, которая поворачивает из стороны в сторону голову ребенка. Каждый сеанс длится 5 минут, детям требуется от 12 до 18 сеансов в день.

Во второй комнате дети выполняют другие программы, дышат через  кислородную маску, отдыхают между занятиями, спят. В третьей располагается непосредственно центр канистерапии (терапия через общение с домашними животными), здесь же планируется открыть импровизированную школу для детей.  И, наконец, небольшая кухня – её наличие очень важно. Особая диета является неотъемлемой и очень затратной частью программы. Детям требуется много овощей, которые не растут в нашем регионе, приходится покупать замороженные овощи в супермаркетах.

Родители приезжают в центр к семи утра, в 7.30 начинается первая программа, все расписано буквально по минутам, на стене висит график: паттернинг, кислородные маски, массажи Немо, клизмы и т.д. Даже несмотря на спартанские условия, у детей наблюдается положительная динамика: на данном этапе им очень часто требуется менять памперсы, шлаки выходят вместе с мочой. Наконец-то у кого-то впервые с рождения нормализовался стул.

Тем не менее некоторые дети уже ушли с программы. Увы, не все семьи готовы смириться с потерей собственного комфорта, с тем, что их сноха, жена, мама, сестра, которая раньше безвылазно сидела дома, убиралась, готовила, встречала гостей, вдруг сосредоточилась только на здоровье ребенка и стала пропадать на целый день… Но на место ушедших тут же пришли другие желающих попасть в лагерь очень много. 

 

«ИСЧЕРПАЛ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

И всё же родители уверены – в более подходящих условиях результаты были бы еще лучше. Занятия с особыми детьми требуют максимальной концентрации, а в тесном центре постоянно толпятся родители с детьми, неровный пол ходит ходуном, собаки – «лохматые айболиты» отвлекаются на посторонние шумы. Центру подарили специальные устройства вертикализаторы, «сухой бассейн», но пока негде установить это крайне необходимое для детей оборудование.

Сколького можно было бы добиться! Всё есть: и знания, и опыт, и люди готовы помогать с оборудованием. У нас есть героические  женщины, которые жертвуют буквально всем ради того, чтобы поставить детей на ноги. Мне хотелось бы, чтобы они стали примером для тех, кто опустил руки, ничего не делает для ребенка. Но не знаю уже, как решить проблему с помещением, в какие двери стучаться. Я исчерпал все возможности. Обращался в областной и городской акиматы, в «Нур Отан», через сети пытался найти здание, – говорит Ерлан.

Поступающие от людей пожертвования тратятся только на самые необходимые нужды, и часть откладывается на тот случай, если им снова придется съехать и арендовать другое помещение – специальную программу лечения «Доман+» нельзя прерывать ни в коем случае.

Власти в упор не замечают, с какими трудностями борются родители детей-инвалидов. И вроде обоснование есть – центр не относится к облздраву.  Ерлан и тут готов сотрудничать с официальной медициной, пусть врачи обследуют детей до начала программы и после прохождения курсов лечения и используют результаты во благо детей.  

 

ШКОЛА ДЛЯ ЕРМЕКА И ДРУГИХ

Несмотря ни на какие трудности, 1 сентября в центре стартует новый проект – школа для особенных деток. К великому сожалению родителей, ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация) не сочла возможным обучение их детей в общеобразовательных школах.

Моему сыну Ермеку в октябре будет 6 лет, я хотела отдать его в нулевой класс. У него ДЦП, он не может самостоятельно передвигаться, но в остальном не отстает от ровесников, считает до 30, может держать в руках карандаш, ручку. Но в ПМПК сказали, что наши дети должны начинать обучение не с 6, а с 7 лет. А главное, путь в школу ему всё равно заказан, учитель будет приходить на дом, рассказывает Фарида АБДУЛОВА.

Центр канистерапии посещают ещё несколько таких детей предшкольного возраста. В данный момент при помощи профессионального педагога с большим стажем в центре кропотливо разрабатывается методика, по которой они будут заниматься. В неё будет включено всё лучшее от продвинутых ученых, в том числе от всемирно известного Глена Домана. Дети будут заниматься не каждый день, а два раза в неделю - они еще слишком малы и слабы здоровьем, чтобы выдержать большие нагрузки. Выделить отдельный класс специально под школу и оформить его по специальному методу Глена Домана не позволяет дефицит помещения. В определенные дни парты из класса придется убирать в коридор, и помещение будет превращаться в центр канистерапии.

Начать занятия планируется с познания окружающего мира при помощи специальных карточек. Их сегодня используют для лечения больных с тяжелыми формами ДЦП. Один из неравнодушных горожан уже предложил центру взять на себя покупку парт, доски и прочих учебных принадлежностей для школы.

 

НА СЛОВАХ И НА ДЕЛЕ

По словам методиста-дефектолога областной ПМПК Бибигуль ЖУМАЛИЕВОЙ, в Атырауской области состоит на учёте 6 967 детей с ограниченными возможностями. В последнее время декларируется наличие в Казахстане инклюзивного образования, то есть возможности обучаться вместе со здоровыми детьми в обычных школах. Но на практике наши школы не готовы к приему таких детей. Ведь для них необходимо составлять отдельные учебные планы, в соответствии с заключением ПМПК и диагнозом ребенка. А у нас даже умственно отсталых детей пытаются учить по общеобразовательной программе, хотя необходимо делать упор на самообслуживание и трудовое обучение. 

В прошлом году по приказу облОО я побывала с проверкой во многих школах. Бывали случаи, когда в учебных планах для детей с умеренной отсталостью, которые не понимают элементарных вещей, были указаны химия, география, английский язык. Они говорить не умеют, какое тут может быть изучение иностранных языков!– говорит Б. Жумалиева.

Да и с надомным обучением та же самая история: учителя берут себе часы на обучение таких детей, но как это делать – не имеют представления, не знают, что особые дети должны заниматься по адаптированным программам. Вот ещё почему так важна маленькая школа в Центре канистерапии. 

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

14 августа 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.