Мама маленького Асхата САЛАВАТОВА, который после лечения в областной детской больнице стал инвалидом, в своё время выиграла гражданское дело в Атырауском городском суде, а сейчас добивается того, чтобы виновные понесли уголовное наказание. Тем более что её ребенок не единственный пострадавший от действий медиков этой больницы.
ПОДМЕНЁННАЯ ВЫПИСКА
Наша газета писала об этой печальной истории (см. «АЖ» №35 от 30.08.2012 г., «Роковой укол»). В январе 2012 года годовалый тогда ещё Асхат попал в областную детскую больницу с диагнозом «аденофлегмона подчелюстной области справа». Ребёнок был трижды прооперирован. После первой же операции он перестал ходить, но, несмотря на жалобы родителей, после третьей операции его всё же выписали домой. Обеспокоенная мама Нуржамал САЛАВАТОВА обратилась к российским специалистам, которые диагностировали «посттравматическую (инъекционную) нейропатию седалищного нерва справа». То есть ребёнку во время внутримышечной инъекции задели нерв. По решению городского суда ответчики (больница и облздрав) выплатили семье в качестве материального и морального ущерба 1,7 млн тенге (см. «АЖ» №38 от 19.09.12 г., «Заплатят за ошибку»).
– Но дело, конечно же, не в деньгах. Я намерена добиваться уголовного наказания медиков, из-за которых мой ребёнок стал инвалидом. Нас выписали как ни в чём не бывало, а потом кто-то подменил выписку из истории болезни. В первой выписке, копия которой у меня сохранилась, в рекомендациях указано наблюдение у невропатолога. Затем эта выписка исчезла, а в медкарточке появилась новая, в которой этого пункта нет, словно мы ни на что не жаловались и у нас не было никаких причин в дальнейшем обращаться к другим специалистам, – говорит Н. Салаватова. – Этот злосчастный укол и последующее «лечение» подорвали здоровье ребёнка. Асхат не может посещать детский сад, у него снижен иммунитет, нет аппетита, он постоянно болеет. Теперь одна ножка у него короче другой, он постоянно падает буквально на ровном месте, у него все ножки в синяках. Ребёнок до сих пор нормально не разговаривает. Я уверена, что это последствие шока, который он перенёс.
С того злосчастного дня родители два раза вывозили Асхата на лечение в столичный Центр материнства и детства, затем в реабилитационный центр. После этого год никуда не выезжали – все оригиналы медицинских документов Нуржамал отдала следователю, который ведёт уголовное дело по факту причинения ущерба здоровью несовершеннолетнего ребёнка.
По словам адвоката Гулсим САБИРОВОЙ, материал был зарегистрирован в КУЗ ДВД Атырауской области за №3127 ещё 8 сентября 2012 года. В марте 2013-го по данному факту было возбуждено уголовное дело. Но с тех пор никаких сдвигов не произошло. Адвокат неоднократно отправляла ходатайства в ДВД, прокуратуру города и области – просила провести проверку по срокам расследования уголовного дела в соответствии с требованиями УПК. Родители ребёнка со своей стороны написали заявление на имя генерального прокурора А. ДАУЛБАЕВА. Всё безрезультатно.
ПОДРУГИ ПО НЕСЧАСТЬЮ
А следствие тем временем назначает всё новые экспертизы, их было уже несколько. Последняя по времени проводилась Актюбинским филиалом РГКП «Центр судебной медицины». Однако следователь считает необходимым провести ещё одну экспертизу.
– Я ознакомилась с заключением актюбинцев и считаю его достаточным для установления истинных обстоятельств дела. В связи с чем мною было написано ходатайство не назначать дополнительных экспертиз и не затягивать тем самым производство по делу, – говорит Гулсим Сабирова.
В ходе следствия Нуржамал Салаватова познакомилась ещё с двумя матерями, чьи дети пострадали в результате лечения в областной детской больнице. У сына Жазиры МАРДАНОВОЙ из Ганюшкино Ахмедияра стало опухать колено, они сдали анализы в Астрахани, где был поставлен предварительный диагноз «очаговый активный туберкулёз». Когда они вернулись из России, ребёнку стало хуже, и местные медики отправили его в областную детскую больницу.
– Хирург даже не открыл медицинскую карточку, а сразу сделал пункцию, причём без моего согласия. Ноги сына буквально высохли, и когда-то подвижный мальчик превратился в инвалида, который без посторонней помощи абсолютно беспомощен. А он уже подросток и стесняется того, что мне приходится ухаживать за ним!– рассказывает Жазира.
Сын Райхан АБЕТОВОЙ из посёлка Индерборский Даулет Утебаев умер год назад, ему было всего 10 лет.
– Даулет неудачно упал и сильно ударился. Его отправили в областную детскую больницу, но там не оказали своевременную помощь моему Даулету. Я потеряла сына, которого можно было бы спасти, –с горечью говорит Райхан.
Обе женщины подали заявления в ДВД области.
«В СВЯЗИ С НЕЯСНОСТЬЮ»
Мы отправили запрос на имя начальника ДВД А. ДЖАЛМУХАНБЕТОВА с просьбой прокомментировать эти дела и ответить, в частности, почему так долго длится расследование дела Салаватовых и почему следствие не удовлетворено заключением экспертизы, проведённой Актюбинским филиалом РГКП «Центр судебной медицины». Согласно ответу за подписью заместителя начальника ДВД Б. АЙМУРЗИНА, по делу Асхата Салаватова всё-таки была назначена новая комплексная судебно-медицинская экспертиза в РГКП «Центр судебной экспертизы» в Астане. Выводы экспертизы, проведённой в Актобе, не удовлетворили орган уголовного преследования в связи с «неясностью».
В рамках уголовного дела, возбуждённого по заявлению Ж. Мардановой, в целях установления причин, степени тяжести и последствий заболевания назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза. По факту смерти несовершеннолетнего Даулета Утебаева для установления тяжести полученной травмы назначена дополнительная экспертиза. «Иная информация в интересах следствия не разглашается».
Зульфия ИСКАЛИЕВА