О том, насколько упрощены хлопоты современных хозяек, невольно подумаешь после знакомства с некоторыми экспонатами, характеризующими гурьевский быт XIX – начала ХХ века.
– Для стирки использовались доски с ребристой поверхностью, о которую интенсивно терли намоченное в мыльном растворе бельё. Такие доски появились предположительно в начале XIXвека. А ещё раньше бельё просто тёрли о камни,– рассказывает заведующая отделом экскурсий областного историко-краеведческого музея Оксана АЛЬЖАНОВА. – А в 1883 году была запатентована стиральная доска, представляющая собой деревянную рамку с заключённой в неё ребристой металлической поверхностью. Эта конструкция повсеместно использовалась вплоть до начала массовой эксплуатации электрических стиральных машин. В фонде музея хранятся стиральные доски начала ХХ века. Одну из них в музей передала в 2003 году жительница города Атырау Кожахметова.
Пожалуй, более всего из «бытовых» экспонатов впечатляют утюги.
Старинные утюги представляли собой цельные изделия из чугуна, которые нагревали в печи или на открытом огне. Вес таких приспособлений для глажки достигал 10-12 килограммов. Приходилось долго ждать, пока такая махина нагреется. Поэтому хозяйки тех времен приноровились экономить время, используя сразу два утюга – пока одним гладили, второй разогревался.
Другая разновидность утюгов – железные, полые внутри, с открывающейся крышкой. Внутрь засыпали раскаленные угли. Чтобы гладить таким утюгом и не портить бельё и одежду, хозяйки должны были обладать немалой сноровкой, ведь бывало, что и искры из него летели в разные стороны.
В стародавние времена любая уважающая себя хозяйка занималась рукоделием. В фонде хранятся прялки XIX века, одну из них передал музею в 2007 году житель Атырау А. Митрофанов. Она принадлежала его родителям.
– А вот пяльцы, которым больше 150 лет,– показывает О. Альжанова. – Незаменимый атрибут тогдашних рукодельниц, сколько полотенец, наволочек, скатертей было вышито крестиком и гладью на этих пяльцах! Это семейная реликвия жительницы нашего города Заризиновой, которая передала их в фонд музея в 1988 году.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора