Атырау, 22 декабря 23:21
 ясноВ Атырау -2
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Нашему волейболу нужен сеанс шоковой реанимации

8 455 просмотров
Нашему волейболу нужен сеанс шоковой реанимацииСейчас в ФОКе «Атырау» проходит четвертый тур чемпионата страны по волейболу среди команд Национальной лиги. В зрительном зале можно заметить одного человека, который следит за каждой подачей с внимательностью и спокойствием. Это главный тренер мужской сборной РК Геннадий ПАРШИН. Вчера мы взяли у него интервью.
- Генадий Васильевич, каково нынешнее состояние отечественного волейбола?
- Я готов ответить на ваши вопросы. Тем более, что не очень часто подходят с просьбой об интервью. А накипело…
Сразу скажу: некогда могучий казахстанский волейбол сейчас на таком уровне, что нам трудно играть даже с африканскими странами. У нас 10-е место в Азии, а азиатские страны занимают в мировом рейтинге 20-е и 30-е позиции. Это провал.
Эта тенденция не возникла сразу. Она возникла из-за того, что была разрушена система подготовки своих национальных кадров, казахстанских кадров. Ничего из того, что было в советское время, мы не сохранили, и ничего нового в волейболе не построили.
Покупать игроков может клуб, но национальная сборная купить всю команду не может. Вот в этом смысл нашей сегодняшней встречи. Если вы просто хотите меня послушать, это другой вопрос, а если наш разговор дойдет до руководства, я на такой уровень хочу ориентироваться, тогда я согласен. Я – Паршин, имею свой рейтинг в мировом волейболе, как тренер-профессионал, я не могу решить все эти вопросы один, это надо решить всем вместе, причем решать это, скажем так, при помощи шоковой терапии.
Спортивные базы – раз, восстановление юношеских секций – два, открытие миниволейбольных классов в школах – три. О чем я говорю уже давно - чтобы в каждой школе был такой класс. Чтобы занятия велись уже с первого класса. Там должен работать человек, который будет постепенно направлять детей в русло спорта до тех пор, когда они достигнут 10-11-летнего возраста. А первые годы это годы становления, и от этого преподавателя будет зависеть в дальнейшем перспектива национальных юношеских и молодежных команд. Тогда я уже не буду формировать сборную из «легионеров», а буду выбирать из своих. Из 10 человек выберу одного, но он будет самый лучший.
А сейчас у меня выбора нет. Конечно, это главная моя головная боль. У нас нет ни одной спортивной базы по волейболу, я имею в виду у национальной команды. Базы нет, своих кадров нет, и вторые привлекаемые игроки немолодые – они 15 лет не принимали участия даже в чемпионате Азии. Поэтому получился колоссальный разрыв. Чем заполнить этот вакуум? Только напряженной работой в тех направлениях, которые я указал. Тогда появятся новые игроки, которые некогда представляли интерес не только в Казахстане, но и во всем мире. Это были знаменитые команды.
Вот сейчас я отобрал примерно 60 кандидатов в сборную. Рослых игроков, но это только биологический потенциал. Это рост, мышечная сила, психологическая устойчивость на площадке. А мастерства как такового ни у кого нет. Поэтому сейчас в командах в основном играют «легионеры», как мы говорим «натурализованные», которые во-первых, в возрасте, во-вторых, не без проблем со здоровьем. Прогрессировать они вряд ли смогут, потому что им за 30 или около того. И поэтому чемпионат Казахстана носит такой характер. Все только стремятся стать чемпионами страны. А я для себя делаю вывод, что к следующей Олимпиаде и другим серьезным соревнованиям из этих ребят формировать команду уже крайне сложно. Можно конечно сформировать, но ничего не выиграет.
Конечно, об этом мы уже много раз говорили, и об этом знают в федерации волейбола, её президент Нуртай Абыкаев, который меня пригласил на эту должность. Но наверное я попал в такое время, когда экономический кризис и прочее не позволяют быстро решать эти вопросы. Я еще готов немного подождать…
В СБОРНОЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ, А НЕ «НАТУРАЛИЗОВАННЫЕ»
- Тем не менее мы же достигли определенных успехов на чемпионатах мира…

- Я могу вам сказать почему. Потому что раньше регламент международной федерации волейбола он не был таким жестким по вопросам «натурализации» игроков. Сегодня в сборной может играть только один «натурализованный» игрок, а не 9-10, как раньше. И за этим очень жестко следят. В женской сборной из 12 игроков мы имели 8 «натурализованных» игроков, т.е. подготовленных в других странах. Это не говорит, что мы победы достигли. Мы попали на Олимпиаду в Пекине случайно. Потому что своих воспитанников там было раз-два и обчелся…
На чемпионат мира мы тоже попали. Из 12 игроков 9 «натурализованных». Где наши воспитанники?
Сейчас наш рейтинг в мире – 32-е место. То есть у нас нет шансов снова попасть на Олимпийские игры и чемпионаты мира, если мы не восстановим прежнюю систему подготовки спортсменов.
Что для этого нужно? Детских тренеров надо стимулировать. Чтобы при каждом базовом клубе были система подготовки по 3 возрастным группам, как раньше. Молодежная команда должна быть, ну и команда мастеров, которая была бы лицом города и области.
Казахстанские волейболисты играют очень мало. И этот пробел компенсировать ничем нельзя. В чемпионате Национальной лиги всего 5 команд, а должно быть как минимум 12. Что такое 5 команд? Они проводят между собой всего 20 матчей. Плюс «плей-офф» - 30 игр они проводят в год. А нужно 80-120.
В то время, когда я тренировал юношескую сборную Казахстана и команду «Спартак», основные игроки проводили на площадке по 60-80 игр в год.
- Какие ближайшие планы казахстанской сборной?
- Планы очень серьёзные. И их реализация начнётся в мае, после завершения чемпионата страны. Команда соберётся на сборы, где будет проведено тестирование и углубленный медицинский осмотр. После этого мы примем участие во втором отборочном этапе к чемпионату мира, который должен был бы пройти в Казахстане, но не пройдёт из-за отсутствия площадки. В Алматы единственный дворец спорта разобрали и готовят к Азиатским играм, причем как арену для соревнований по шорт-треку. Мы его потерять навсегда. Это плохо. Все национальные команды на международном уровне принимали там своих соперников.
Теперь мы вынуждены на втором этапе отбора на чемпионат мира играть на поле соперников. С 22 по 24 мая в Тайване. Это наш главный конкурент, плюс еще там будет команда Саудовской
После этого в июне проводится клубный чемпионат Азии, где будет участвовать команда, победившая в нынешнем чемпионате. Претендуют на это «Алматы» и «Атырау». Практически вся сборная сконцентрирована в этих командах: 8 сборников в одной и 5 в другой. Кроме того, в июне нас ожидают соревнования стран Центральной Азии.
В августе последний отборочный этап к чемпионату мира. К сожалению, нам и его придется проводить на выезде, что для нас крайне невыгодно - нашими соперниками будут сильнейшие сборные мира – Японии, Кореи, Китая и Ирана. Для участия в чемпионате мира мы должны занять первое или второе место.
И еще в сентябре нам предстоит участие в чемпионате Азии среди национальных команд, который пройдет на Филиппинах.
У меня паники нет, я готов работать, но соответственно я готов отвечать за свои слова и факты, которые вам изложил. У меня нет эйфории, что женская сборная РК участвовала на Олимпиаде. Я знаю, как они туда попали, и кто играл в этой команде. Своих воспитанников там можно было пересчитать по пальцам. А раньше наши игроки играли в сборной СССР, куда попасть было очень трудно, и уже в 17-18 лет становились олимпийскими чемпионами в волейболе!
БЫЛА ЗОЛОТАЯ ЭПОХА…
- Расскажите об этом «золотой эпохе» волейбола в нашей стране.

- Приятно вспомнить. Тогда у нас в чемпионате Казахстана и города Алма-Аты была сильная конкуренция. Попасть в сборную Казахстана было так же трудно, как попасть в сборную Советского Союза. Точно также трудно было попасть в команду «Буревестник», которая представляла всю республику.
Тогда в чемпионате Алма-Аты участвовало, как минимум, 12 команд. А выиграть медали на союзном чемпионате было труднее, чем сейчас – на чемпионате мира. И такие спортсмены тогда у нас появлялись неспроста, потому даже на юношеском уровне мы боролись за медали. Антропов, Портной, Астанин, Султанов, Кулаков, Рогозин, Кравченко, Сауранбаев, Джаркешев - сейчас эти имена ничего не говорят, а тогда их знали не только в Казахстане, но и в мире. Потому что выиграть 2 раза Лигу европейских чемпионов в то время, когда команды из Европы доминировали в мире и выигрывали все соревнования – это дорогого стоит.
- Расскажите о вашей дружбе с Жанибеком Сауранбаевым.
- Мы с ним учились в одной школе, за одной партой. Я очень благодарен семье и родителям Жана, потому что они приняли меня, как родного. Отец Жана был знаменитый филологом, автором русско-казахского словаря. У них была прекрасная библиотека, жили они в элитном доме. Мама Жана была русской. В выходные, когда мы все вместе выезжали за город, она между деревьев натягивала сетку и мы играли в волейбол. Так мы приобщились к этой чудесной игре.
Жан ходил в музыкальную школу по классу скрипки. А я ждал, когда у него закончатся уроки, после этого мы с ним бежали на волейбольную площадку. И именно благодаря моему упорству он стал не музыкантом, а знаменитым волейболистом.
Он попал в сборную СССР, я не обладал таким ростом, как он, и сразу понял, что мое призвание это тренерская работа. А Жан поступив в институт физкультуры, под давлением родителей вынужден был уйти в Казахский университет. Я ему сказал – Жан, ты поступаешь неправильно. Твой талант и призвание – связующий игрок. И он меня послушал.
Он и дальше должен был играть. И на Олимпиаду в Мехико поехать. Не Колачихин из Ростова должен был туда ехать, а именно Жанибек. Потому что в Европе ему равных не было.
Продолжая свою работу тренера, я понял, что надо искать нестандартных людей. Поэтому в алма-атинском «Спартаке», где я работал тренером, занималось 6-7 групп с раннего утра до позднего вечера. Силами своих воспитанников я открыл там несколько дренажированных, открытых волейбольных площадок, как их сейчас называют, кортов.
- Как вы оцениваете игры команд в четвертом туре чемпионате Казахстана?
- Я доволен, что у нас есть несколько команд приличного уровня. Но это по казахстанским меркам. Это «Атырау» - есть инфраструктура, взаимодействие с местными властями, тренеры хорошие. Это самая возрастная команда в чемпионате. И она много лет борется за звание чемпиона с командой «Алматы», которая, как я понимаю, была создана искусственно. Сейчас общий счет встреч этих команд 2:2. Значит, чемпионат начинается заново. Есть интрига, и это отлично. Я думаю, у «Атырау» есть хорошие шансы победить в этом чемпионате.
Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

Досье: Паршин Геннадий Васильевич, заслуженный тренер Казахской ССР Латвийской ССР и СССР, ст. тренер команды «Радиотехник» (Рига), ст. тренер молодёжной муж. сборной СССР, ст. тренер муж. сборной СССР, тренер сборной мира «Все звезды», тренировал сборные Турции, Японии, в настоящее время главный тренер сборной Казахстана.
11 февраля 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.