
Судья Роман Подопригора поделился очередным кейсом Конституционного суда.
"Гражданка после смерти супруга получила в наследство по завещанию право возмездного землепользования на четыре земельных участка для ведения крестьянского хозяйства. Нотариус составила свидетельство о наследстве, но позднее оно было оспорено в суде другими наследниками и признано недействительным.
Суд сослался на норму Земельного кодекса в которой сказано, что переход права землепользования в порядке универсального правопреемства означает возникновение права землепользования у правопреемника при наследовании по закону или при реорганизации юридического лица. Иными словами, получить право землепользования в порядке наследования по закону – можно, а по завещанию – нельзя. Гражданка посчитала, что такая норма нарушает несколько ее конституционных прав (равенство, гарантии собственности, в том числе права наследования) и обратилась в Конституционный Суд (КС).
КС напомнил о важности защиты собственности и о том, что к вещным правам (право землепользования) применяются нормы о праве собственности. КС также указал на значение и виды наследования (по закону и завещанию, последнее – в приоритете) и о том, что при универсальном правопреемстве происходит переход в полном объеме всех прав и обязанностей от одного лица к другому.
По мнению КС, ограничения прав наследников по завещанию в оспариваемой норме не имеют объективных и разумных обоснований. Воля наследодателя в таком варианте остается нереализованной, а указанные в завещании наследники не могут принять оставленное им наследство.
Норма была признана неконституционной.
НПКС № 64-НП от 30.01.2025"