Атырау, 17 мая 09:57
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

Что год грядущий нам готовит?

9 294 просмотра

В канун нового года «АЖ» обратился к ведущим экспертам Казахстана с просьбой дать оценку уходящему году и сделать прогноз на предстоящий 2014-й.         

 

ОСТАЛОСЬ НАДЕЯТЬСЯ НА СЕБЯ


Директор Центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ:

–В экономическом плане 2013 год обозначил ряд тенденций. Во-первых, начали замедляться темпы экономического роста. Текущая модель роста опирается на рост цен на нефть, но так как цены стабильны последние 4 года, то доходы страны зафиксировались на одном уровне, а расходы страны, в том числе на импорт, растут. Прогноз по ценам на нефть предполагает, что они, скорее всего, снизятся, а в лучшем случае либо не изменятся, либо немного вырастут. Иначе говоря, имеет смысл наращивать добычу и экспорт нефти. Естественно, в случае возобновления проекта Кашаган и его дальнейшей эксплуатации, добыча нефти вырастет, что позволит нарастить доходы страны, и текущая модель сохранится. Однако, в целом, понятно, что это даст запас на 3-4 года, а потом все равно темпы роста экономики замедлятся.

Во-вторых, серьезной реформе подвергается финансовый сектор –государство наращивает как присутствие, так и регулирование отраслей внутри сектора. Это соответствует общему мировому процессу отказа от чрезмерной свободы финансового сектора.

В-третьих, на самом высоком уровне признаны проблемы интеграции в рамках ТС, и теперь казахстанская сторона более активно начала отстаивать интересы страны на всех направлениях переговоров. Скорее всего, интеграция будет продолжаться, но теперь это не будет игрой в одни ворота. Учитывая, что на переговорах по созданию Евразийского экономического союза Казахстан предложил возможность свободы выхода из него, это означает, что процесс интеграции будет протекать более осмысленно и, надеюсь, выгодно для Казахстана.

В-четвертых, в результате интеграционных процессов Казахстан потерял возможность бороться с импортом посредством пошлин. Поэтому за последний год на передний план выдвигаются другие инструменты. Это и техническое регулирование, в котором Казахстан только начинает разбираться, это и внутренние меры поддержки экономики, в том числе необходимость обеспечения экономики долгосрочными кредитными ресурсами.

И наконец, это валютная политика. Летом текущего года была небольшая паника, что будет резкая девальвация, однако на самом деле предпосылок было мало. Из 9-10 предпосылок в пользу девальвации говорил лишь реальный обменный курс, но и он был на уровне ниже января 2009 года. Казахстану имеет смысл перейти от пассивного регулирования валютного курса, когда тенге вынуждены были ослаблять под воздействием внешних факторов (кризис, девальвация в соседних странах и т. д.), к активному, когда валютный курс является средством обеспечения большей конкурентоспособности отечественной продукции, как это делал Китай. Но сейчас тенге, наоборот, даже переоценен, и для начала надо привести номинальный курс к реальному, то есть снизить как минимум на 20%.

ПРОГНОЗ

О цене на нефть можно будет говорить точно после того, как определится новый руководитель ФРС США (в конце января). Что предпочтут США: дальше поддерживать свою экономику за счет вливания денег либо сокращать объемы поддержки? От этого зависит ситуация на товарных рынках и, соответственно, цена нефти. В целом же, с учетом экономических факторов, цена «смотрит» вниз.

Что касается курса тенге, то политика мультивалютного режима предполагает постепенное ослабление тенге –темпы тоже будут обозначены в январе-феврале. Но наиболее вероятно, что мы перешагнем за 165 тенге за доллар. В целом экономике нужно медленное ослабление курса на 3-5% в год, пока она не будет подготовлена к активному управлению курсом. То есть валютные кредиты должны быть обнулены, а мощности обрабатывающей промышленности будут способны компенсировать снижение импорта в случае удорожания. Тогда имеет смысл занижать валюту сильнее. Но пока такие условия не созданы, девальвация будет наносить вред как заемщикам, так и потребителям.

 

ПОКА ЕСТЬ СИЛЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА КРАЮ

Экономист Петр СВОИК:

–Уходящий год я бы назвал годом накопления кризисных явлений. Начнем с главного.

Бюджет. Дефицит бюджета усугубляется. И как проявление этого –история с повышением пенсионного возраста, отменой декретных и только что подписанными президентом поправками к закону о повышении налога на транспорт и недвижимость. Ну и, конечно, ситуация с накопительной пенсионной системой, которая тоже висит тяжелым грузом на бюджете, поскольку 24 млрд долларов пенсионных накоплений хранятся в ценных бумагах минфина. Иначе говоря – в долгах бюджета.

Банки. Там тоже накапливаются проблемы. Во-первых, это выход на сверхкритический уровень официально признанных невозвратных долгов. Они уже превысили ровно треть всех выданных БВУ кредитов. А в особо социально чувствительной ипотечной сфере доля неплатежей вообще зашкалила. Это также безуспешность попыток государства в лице Самрук-Казыны выскочить из капитала проблемных банков, куда ему пришлось зайти во избежание дефолтов: «БТА Банк», «Альянс» и «Темирбанк». Попытка обременить этими банками «Халык Банк», а также Болата УТЕМУРАТОВА, по всей видимости, закончилась безуспешно. И государство безнадежно завязло в этих активах, одинаково боясь как дефолтов, так и дальнейшей траты денег.

Курс тенге является не просто важным, но и синтетическим показателем здоровья экономики. Нацбанк постепенно отпускает тенге, и понятно почему. Дело в том, что золотовалютные резервы Нацбанка не накапливаются, а уже более двух лет расходуются. Т. е. внешний платежный баланс Казахстана уже прочно и давно перешел в минус. Надо иметь в виду, что самая главная статья экономической стабильности Казахстана – цена нефти, она не падает, но и не растет. 2013 год начался практически на той же цене нефти, на которой он и заканчивается сейчас. Фактически это не ценовая стабильность, а с учетом общемировой инфляции и подорожанием импорта - убывающая тенденция. Соответственно, в этом году рост ВВП примерно вполовину меньше, чем в прошлом, а также инфляция существенно снизилась, что тоже есть показатель не экономической стабилизации, а ухудшения общеэкономической картины.

ПРОГНОЗ

Предстоящий год будет годом накопления тех же кризисных явлений и эскалации тревожных ожиданий. Если говорить об общемировой ситуации, то она связана с ожиданием второй волны финансового кризиса, которая в относительно мягком виде пойдет после того, как ФРС США начнет повышать стоимость доллара. Либо в более жестком виде – в результате усугубления европейской ситуации с суверенными дефолтами проблемных стран, а также с предстоящими баталиями в США насчет очередного повышения потолка госдолга.

Т. е. мир будет балансировать между экономической стагнацией и все менее эффективными попытками выйти из стагнации с помощью печатного станка. Понятно, что никто не заинтересован в катастрофических сценариях, поэтому ситуацию будут всячески оттягивать. И предстоящий год в мировом масштабе будет напряженно-скучный. Будет много бурных событий, но экономика будет тягучей и очень проблемной.

Что касается нашей казахстанской ситуации. Несмотря на то что в экономике накапливается негатив, у правительства есть еще достаточные резервы, чтобы оттягивать ситуацию, но для этого ему придется прибегнуть к использованию Нацфонда. И для поддержки курса тенге, и для недопущения банковских дефолтов, и для инвестирования в инфраструктуру. В любом случае правительство будет тщательно избегать любых пугающих действий в экономике типа девальвации. До тех пор, пока не начнется тот или иной сценарий решения самого главного вопроса в Казахстане – наследования власти. Если он будет управляемый и долгосрочный, тогда следующий год нам никаких экономических потрясений не сулит. 2015-й, по всей видимости, тоже.

Не исключено, что экономическая ситуация в Казахстане и в мире может стать резко проблемной, например, из-за падения цен на нефть. Тогда политические события тоже могут катализироваться через усугубление экономической проблемы. По всей видимости, власть запустит тот или иной политический сценарий, а уже под него будут осуществлять непопулярные экономические реформы со списыванием их на правительство или плохо работающий парламент. Цены на нефть, по всей видимости, уже больше не будут подниматься, что фактически означает их снижение. И это в первую очередь будет бить по сырьевым экономикам.

 

КОГДА ЗАТЯГИВАЮТ ПОЯСА, ЗАКРУЧИВАЮТ ГАЙКИ

Талгат МАМЫРАЙЫМОВ, политолог, руководитель аналитической службы ОФ «Real politic»:

–Уходящий год, можно сказать, ознаменовался регрессом, стагнацией, кризисом нашей общественно-политической жизни. Это проявилось в следующих факторах.

События в Жанаозене декабря 2011 года показали нашим группам влияния, что если они хотят продолжать дальше жить безбедно и припеваючи, необходимы перемены в стране к лучшему, необходимо улучшение жизни простого народа. Стратегия «Казахстан-2050», принятая в конце позапрошлого года, и стала основным программным документом такого рода изменений. Эта стратегия, как я и предполагал в начале этого года, стала в 2013 году позиционироваться как общегосударственная идеология. Н. Назарбаев даже предложил эту Стратегию рассматривать как национальную идею Казахстана.

Стремление хоть как-то изменить социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в стране сталкивается с проблемой приближающегося транзита власти Н. Назарбаева. Поэтому власти взялись за нейтрализацию потенциально протестных политических сил, которые могли бы нагнетать ситуацию в такой непростой период.

Принудительная депортация жены и дочери М. АБЛЯЗОВА стала своеобразной развязкой его противостояния с Акордой. Была фактически прекращена или надолго законсервирована деятельность незарегистрированной партии «Азат» во главе с Булатом АБИЛОВЫМ, а также партии КПК. Б. Абилов даже был вынужден, по всей видимости, не по своей воле уйти на неопределенное время из большой политики. Марионеточная партия «Адилет» и вовсе была введена в состав единой с «Руханиятом» партии «Бирлик». Таким образом были устранены возможности для возвращения партии «Руханият» на национал-патриотические позиции, которые она занимала при С. МАМБЕТАЛИНЕ и М. ШАХАНОВЕ. Люди вроде Берика АБДЫГАЛИЕВА, имеющие авторитет и признание среди казахских национал-патриотов, были изгнаны из власти.

Акорда, видимо, также перенаправила деятельность части казахских национал-патриотов на выступления против запусков российских ракет с Байконура. Причем такие действия нашей власти вряд ли обусловлены стремлением свернуть евразийскую интеграцию. Впрочем, не исключено, что Акорда будет противодействовать планам Кремля по ущемлению нашего суверенитета посредством создания наднациональных органов Евразийского союза.

В уходящем году были ужесточены и выдвинуты новые законодательные нормы, касающиеся борьбы с экстремизмом и терроризмом. Причем было понятно, что власть больше интересует борьба с политическим инакомыслием, радикальной оппозицией, нежели сам экстремизм и терроризм. Более того, есть подозрения, что борьбу с этими явлениями наши власти используют как предлог для закручивания гаек до предела.

Одним словом, власти на политическом поле предпринимали привычные для них действия по методу «держать и не пущать». Но все это делалось хаотично и беспорядочно. Уходящий год показал дефрагментацию работы власти, где действовали сразу несколько центров принятия решений. Не было обычного курирования этого процесса со  стороны администрации президента. То есть заканчивающийся год стал в некотором смысле началом развала единой архитектоники правящего режима. И, по-видимому, это можно воспринимать как уже начавшийся постназарбаевский период.

В 2013 году открыто стали говорить о так называемой операции «Преемник». В этом году прогнозы, основанные на различной, якобы инсайдерской информации, предрекали скорый уход Н. Назарбаева со своего поста. Масло в огонь подлили «открытые» письма с требованием продвижения на пост второго президента Казахстана И. Тасмагамбетова. Причем есть подозрения, что за большей частью этой информации стояли какие-то заинтересованные внешние силы. Не случайно во втором таком письме, по сути, инсценировалось якобы наличие в Младшем жузе сепаратистских настроений. Также показательно, что некоторые пророссийски настроенные казахстанские СМИ к концу 2013 года стали публиковать информацию, прямо или косвенно направленную против политического режима Казахстана.

Уходящий год отмечен усилением социальной напряженности в виде выступлений ипотечников, забастовок нефтяников и др. Например, инцидент в Прайм-Плаза г. Алматы показал, что наша молодежь уже устала переносить беспредел любой формы со стороны так называемых «крутых». В целом можно сказать, что народ уже устал от наплевательского отношения к нему со стороны власть предержащих и крутящихся вокруг них людей.

ПРОГНОЗ

После проведения пенсионной реформы, а также очевидного намерения власти использовать средства ЕНПФ для финансирования госпрограмм стало ясно, что в ближайшее время государство будет снижать расходы на социальную политику. Во многом это обусловлено большими расходами на проведение «Экспо-2017», неудачами в экономической политике государства, усиливающимся экономическим кризисом во многих частях мира. Понятно, что в скором времени нам придется еще туже затянуть пояса. 

В предстоящем году наши власти не смогут на должном уровне обеспечить социально-экономические запросы нашего общества. Соответственно, власти продолжат закручивать гайки, чтобы предотвратить массовые протестные выступления казахстанцев.

Подготовила Сауле ТАСБУЛАТОВА

1 января 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz