В своё время серия из 16 мирных ядерных взрывов (МЯВ) на Азгирском военно-испытательном полигоне в Курмангазинском районе привела к выбросу в атмосферу более 10 млн кюри. Это эквивалентно пятой части выбросов Чернобыльской АЭС. Между тем статус территории вокруг полигона не определен до сих пор.
ЭТОТ ПРОКЛЯТЫЙ МИРНЫЙ АТОМ
В скважинах площадки «Галит» на Азгире с 1966 по 1979 годы было проведено взрывов суммарной мощностью 103 килотонны. Но исследования их воздействия на экологию и здоровье людей были начаты значительно позже, чем требовалось. В распоряжении «АЖ» оказалась изданная в 2003 году научная брошюра «Миф о безопасности и эффективности мирных подземных ядерных взрывов» А. ЯБЛОКОВА (член-корреспондент Российской академии наук, почётный член Американской академии искусств и наук, бывший советник по экологии президента России, член европейской комиссии по радиационному риску). Автор уверен, что человечество ещё долго будет расплачиваться за легкомысленный подход к таким серьёзным вещам, как ядерные испытания: «Хотя известны ещё не все последствия МЯВ, ясно, что атомная эйфория 60-70 годов оборачивается серьёзной угрозой экологической безопасности». По его мнению, утверждение о радиационной безопасности МЯВ – один из мифов атомной индустрии. Сами атомщики уже в конце 90-х предложили всем местам проведения взрывов придать статус могильников радиоактивных отходов. Многие из ядовитых веществ, выделявшихся при взрывах в атмосферу, а также в подземные грунт и воды, распадаются от десятков до сотен и даже тысяч лет, некоторые из них вообще не способны к распаду. По глубинным разломам и с грунтовыми водами эти вещества способны мигрировать десятки лет, причем на очень значительные расстояния: «Отсутствие данных по радиоактивному загрязнению земной поверхности вокруг мест взрывов не означает отсутствия загрязнения: оно было, есть и может нарастать со временем, проявляясь на все более далеком расстоянии от места взрыва». По данным, полученным на полигоне Невада (США), считавшиеся малоподвижными радиоизотопы плутония-239 и плутония-240 были обнаружены уже через несколько лет в подземных водах на расстоянии до полутора километров от места взрыва.
Но долгие годы не велось никаких исследований о воздействии ядерных испытаний на окружающую среду и здоровье людей: «При организации взрывных работ основное внимание уделялось обеспечению безопасности персонала. Систематических и длительных медицинских наблюдений не проводилось ни в одном из мест проведения взрывов – ни в СССР, ни в США (предполагалось, что они безвредны)».
Яблоков приводит данные о том, что приблизительный ущерб от загрязнения серией МЯВ «Азгир» (в ценах 1992 года) составил около 500 млн рублей. По приведённой им статистике, условная (недоказанная) экономическая эффективность подземных ядерных взрывов – не более трети от суммы ущерба.
ТАК МОЖНО ЕСТЬ АЗГИРСКОЕ МЯСО?
В нашей области нет определённого департамента, который бы вёл постоянный мониторинг за показателями полигона. Судя по довольно бодрому отчёту на последнем по срокам, октябрьском совещании, посвящённом Азгиру, все данные стекаются в министерство экологии и окружающей среды. Во всяком случае, их озвучили члены специальной рабочей группы под руководством заместителя министра охраны окружающей среды и водных ресурсов Бектаса МУХАМЕДЖАНОВА.
По данным комиссии, на территории Азгирской зоны с 2005 года было обнаружено и очищено более 100 радиоактивных пятен.
Захоронены радиоактивные металлические конструкции и детали. На сегодня ещё имеется несколько локальных пятен, «особой опасности не представляющих», которые тоже будут удалены. Были проведены также исследования состояния здоровья людей. Около тысячи азгирцев прошли анкетирование, сто из них прошли радиологическое и медицинское обследование в Курчатове на наличие радионуклидов в организме. По словам членов комиссии, эти данные будут обнародованы уже до конца текущего года.
Комиссия подтвердила научные прогнозы автора «Мифов…»: уже доказано, что наибольшую опасность для азгирцев представляют подземные воды, поскольку основные испытания ядерного оружия проводились под землей. Как заявили члены комиссии, пока прямой угрозы нет, но способность подземных вод подниматься на поверхность требует постоянного контроля над территорией полигона.
В октябре комиссия приступила к работе по определению статуса, а следственно и ближайших перспектив территории близ Азгирского полигона. Статус способен сильно изменить настоящее и даже будущее жителей этих мест. В зоне экологического бедствия, например, нельзя употреблять в пищу продукцию животноводства, растениеводства, овощи и фрукты, а выращенные на этой земле скот и продукцию земледелия необходимо уничтожить. Между тем, утверждают члены комиссии, на обследованной территории угрозы радиации не выявлено.
По данным рабочей комиссии, зона исследований из-за свойственной жителям этих территорий радиофобии расширена с 5 населённых пунктов до 11.
Есть идея открыть в Атырау филиал Семейского медицинского научно-исследовательского центра, имеющего значительный опыт в реабилитации здоровья населения, пострадавшего от радиации.
– В состав рабочей группы вошли депутат Сената Парламента РК Сарсенбай ЕНСЕГЕНОВ, представители различных министерств, научно-исследовательских институтов, занимающихся изучением воздействия радиации на организм человека, – говорит начальник департамента экологии Ербол КУАНОВ. – Комиссия и ответит на вопросы: считать ли Азгир зоной экологического бедствия, зоной экологической катастрофы или уже зоной, не представляющей опасности для проживания. Будут также решаться социальные проблемы населения на этой обширной территории, лишенной на сегодня достаточной инфраструктуры. Уже в январе мы ожидаем результатов работы комиссии.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА