На конференции «Развитие Каспийского шельфа» был затронут вопрос о намерениях министерства охраны окружающей среды (МООС) реформировать экологическое законодательство с подачи крупных иностранных инвесторов.
Бывший посол США в Казахстане, заместитель исполнительного директора международного энергетического агентства (IEA) Ричард ДЖОНС, отвечая на вопрос о реакции инвесторов на возможный пересмотр заключённых ранее Соглашений о разделе продукции (СРП), заявил:
– Это негативно повлияет на инвестиционную привлекательность. Нужно понимать, что трудно всё переиграть, когда инвестор уже влез в проект. Мы наблюдали это в Латинской Америке, в России, когда менялись правила игры, и это вело к замораживанию инвестиций.
Его поддержал гендиректор ассоциации «Казэнерджи» Асет МАГАУОВ, отметив, что его организация тесно работает с госорганами над снижением рисков инвесторов:
– Например, в прошлом году мы приняли Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, а также разработали систему административных штрафов. Но нужны подзаконные акты. Поэтому мы внесли в МООС предложение подтянуть нормативную базу, а потом уже вернуться к штрафам.
Напомним, на недавнем заседании правительства министр охраны окружающей среды Нурлан КАППАРОВ предложил перенести штрафы за превышение квот по выбросам парниковых газов с нынешнего года на 2014-й, а также уменьшить штрафные санкции за единицу выбросов с 10 до 5 МРП (см. «С кем вы, господин министр, или Почему наш закон пишет советник иностранной компании?»).
В кулуарах я поинтересовалась у Магауова подробностями кампании по пересмотру экологического законодательства.
– Здесь нет конфликта интересов, и МООС никому свои обязанности не делегировало. Это инициатива инвесторов, предлагающих использовать международный опыт,–сказал мой собеседник. – Действительно, мы сталкиваемся на практике с ситуацией, когда из-за быстрого реформирования законодательства возникают методические неточности. Например, в прошлом году были приняты правила по производственному мониторингу казахстанского сектора Каспия. И компании столкнулись с тем, что ущерб экологии от производственного мониторинга получается большим, чем от собственно производственной деятельности. Например, НКОК по новым правилам должен поймать для отбора проб 24 тонны рыбы, а не 600 кг, как раньше. И зачем нужен такой мониторинг?
–Понятно, что в случае с НКОК законы создаются буквально на ходу, поэтому носят противоречивый характер. Но как быть с ТШО? Они ведь добывают нефть давно и зарабатывают миллиарды долларов, нанося при этом значительный ущерб экологии.
– Тенгизшевройл не подгоняет законодательство под себя, а предлагает своё видение. Мы со своей стороны специально провели нынешнюю конференцию, чтобы обсудить, как сделать наше законодательство чётким и понятным для инвесторов.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора