или Почему наш закон пишет советник иностранной компании
Нурлан Каппаров. Фото: www.kursiv.kzНа недавнем заседании правительства министр охраны окружающей среды Нурлан КАППАРОВ поднял вопрос о переносе штрафов за превышение квот по выбросам парниковых газов для добывающих, энергетических и промышленных предприятий с нынешнего года на 2014-й и уменьшении штрафных санкций с 10 до 5 МРП (за единицу выбросов).
ЗАКОН ИМ НЕ НРАВИТСЯ
Причина такого странного для главного эколога страны заявления оказалась банальной. Против жёстких природоохранных санкций выступили крупнейшие нефтяные компании, в частности, ТШО и НКОК – главные действующие и будущие загрязнители окружающей среды. По их мнению, борьба за экологию превратилась в простое взимание миллиардных платежей в бюджет. И нет механизмов и информации, позволяющих утверждать, что эти штрафы пойдут на восстановление окружающей среды.
Еще более странно то, что председателем рабочей группы по реформированию экологического законодательства является президент Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли и по совместительству управляющий правовой советник евразийского подразделения корпорации «Шеврон» Жумагельды ЕЛЮБАЕВ. А как же конфликт интересов? Елюбаев известен читателям «АЖ» как противник участия в общественных слушаниях «уличной общественности», то есть – нас с вами (см. «АЖ» «Про бабу-ягу и чернь с улицы»; «Нарушаем, гражданин Елюбаев»). 30 мая с. г. на экологическом форуме в Астане Елюбаев заявил:
– Главный недостаток действующего законодательства – то, что его целью не является восстановление уже загрязнённой окружающей среды.
Жумагельды Елюбаев.По словам управляющего партнёра юридической фирмы «Деккерт» Мака КЕННЕТА, действующее экологическое законодательство трижды наказывает природопользователей за один и тот же выброс вредных веществ: это налоги, административные штрафы и возмещение ущерба.
– Однако в Казахстане они применяются иначе, чем в других странах. Так, налог на сверхнормативные выбросы взимается в 10-кратном размере по ставке налога на выбросы в рамках предельно допустимых норм. Аналога такому 10-кратному значению нет ни в одной из сравниваемых стран. При этом согласно казахстанскому законодательству, отдельно взимаются административные штрафы и плата за возмещение ущерба,– сказал Кеннет на том же форуме в Астане.
Его поддержал управляющий директор компании «НКОК» Пьер ОФФАН:
– Наш консорциум скоро начнёт добычу нефти на Кашагане, и для нас важно, каким будет новое экологическое законодательство.
Все эти моменты, по единому мнению представителей компаний, отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность страны.
ЗАГОНИМ ШТРАФЫ В ТАРИФЫ!
На форуме, в частности, было предложено создать новую структуру – Национальный экологический фонд. Только в 2012 году в бюджет страны в счёт возмещения экологического ущерба поступило свыше 29,3 млрд тенге и 25 млрд из них приходится на Атыраускую область. Но все штрафные платежи природопользователей, согласно Бюджетному кодексу, уходят в республиканский бюджет. И тратятся оттуда отнюдь не на экологию. А дышать загрязненным воздухом приходится жителям нашей области.
Между тем 11 июня министр Каппаров, как сказано выше, выступил в правительстве с предложением перенести штрафы на следующий год и снизить их вдвое. Причём о претензиях иностранных компаний не было сказано ни слова. Всё больше о защите интересов отечественного бизнеса. Так, по словам Каппарова, около 70% выбросов углекислого газа (СО2) дают предприятия, входящие в группу компаний «Самрук-Казына». А по словам гендиректора ассоциации «Казэнерджи» Асета МАГАУОВА, применение штрафных санкций приведёт к росту тарифов на тепло- и электроэнергию. Намек понятен: мол, от снижения экологических штрафов в итоге выиграет …население. Пахнет уже не только газами, но и шантажом.
КАК СЛЕПЫЕ КОТЯТА
Атырауские НПО возмущены: почему реформирование экологического законодательства решается без учёта мнения общественности? И почему, несмотря на серьёзные экологические нарушения в крупных проектах, МООС и правительство дают им «добро»? Об этом шёл разговор и на недавнем круглом столе в Жайык-Каспийском Орхусском центре.
– На общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду Первой фазы газохимического комплекса мы нашли в проекте много упущений,– говорит самый известный атырауский ученый-химик, академик АН РК Муфтах ДИАРОВ. – И одновременно нам заявляют, что на территории свободной экономической зоны, помимо двух фаз, будут построены ещё 4 завода. А из произведённого ими сырья можно развернуть на территории СЭЗ ещё до 20 заводов по производству готовой продукции. И всё это делается правительством, которое принимает решения волевым способом, без учёта мнения общественности, не учитывая экологическую ситуацию в регионе. У каждой территории есть своя экологическая ёмкость, которую нельзя изменить. И правительство должно определить ее для каждой местности. Строительство новых производств должно вестись с учётом действующих. Потому что выбросы с каждого действующего производства в области содержат до 5-6 родственных компонентов. Соединяясь в воздухе, они образуют суммацию химических компонентов, которые становятся гораздо вреднее. МООС и правительство должны, наконец, изучить этот вопрос, без этого мы как слепые котята.
Руководитель НПО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА обратила внимание, что «Тенгизшевройл», несмотря на очередное расширение производства, не планирует расширять санитарно-защитную зону, а ОВОС готовит на каждый вновь вводимый завод без учёта совокупного влияния всего производства на окружающую среду. Интересно, учтут ли все эти моменты господин советник «Шеврона» и господин министр при реформировании экологического законодательства.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА