
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) ведет отгрузки нефти на своем морском терминале под Новороссийском с первого выносного причального устройства (ВПУ-1), сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
Причиной перехода на работу с одним причальным устройством стала серьёзная авария: второе выносное причальное устройство (ВПУ‑2) получило значительные повреждения в результате атаки безэкипажных катеров. По оценкам специалистов, дальнейшая эксплуатация повреждённого объекта невозможна.
КТК играет ключевую роль в транспортировке нефти из Каспийского региона на мировые рынки. В состав консорциума входят крупнейшие предприятия топливно‑энергетического комплекса России, США, Казахстана и стран Западной Европы. Через морской терминал компании осуществляется перевалка нефти с трёх крупных казахстанских месторождений — Тенгиза, Кашагана и Карачаганака.
По итогам 2024 года объём перевалки достиг около 63 миллионов тонн нефти. При этом подавляющая часть груза — порядка 74 % — приходится на зарубежных грузоотправителей. Среди крупнейших партнёров консорциума — «Тенгизшевройл» (дочерняя компания американской Chevron), ExxonMobil, «Казмунайгаз», Eni и Shell.
Морской терминал КТК оснащён тремя выносными причальными устройствами, созданными по индивидуальному проекту. Они расположены в пяти километрах от берега и соединены с береговыми сооружениями посредством подводных трубопроводов. Все устройства были введены в эксплуатацию ещё в 2001 году, и компания заблаговременно запланировала их замену. В декабре текущего года ожидается завершение строительства двух новых выносных причалов в Дубае, которые призваны заменить действующие ВПУ‑1 и повреждённый ВПУ‑2.
Как сообщил Коммерсантъ, ВПУ-3 на момент атаки находился на ремонте по замене плавучих и подводных шлангов. Остановка должна была продлиться ориентировочно около двух месяцев, но окончательный срок зависел от погодных условий, так как начинается сезон штормов. Тогда в КТК поясняли, что замена шлангов — это программа 2026 года, но она проводится заранее, чтобы обеспечить стабильную работу ВПУ-3 при замене ВПУ-1 и ВПУ-2.
Среднюю стоимость полной работоспособной системы ВПУ, аналогичной существующим, оценивают в $80–120 млн. По их словам источников, несмотря на высокую стадию готовности новых устройств, их доставка и монтаж займут несколько месяцев и в полном объеме три ВПУ смогут работать не раньше лета-осени 2026 года.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что Казахстан в ближайшее время не почувствует снижение отгрузки через КТК, так как нефть пока будет закачиваться в резервуары объемом около 1 млн тонн. Но через неделю Астана может быть вынуждена снизить добычу на своих месторождениях, и даже при запуске двух ВПУ в эксплуатацию КТК вряд ли полностью выполнит план прокачки по итогам 2026 года. По словам эксперта, перенаправлять сырье на альтернативные маршруты Казахстану будет дороже. Например, тариф на прокачку по нефтепроводу Баку—Тбилиси—Джейхан почти втрое выше, чем на КТК, и нужно доставить туда нефть через Каспийское море танкером и перегрузить. Экономика акционеров КТК и бюджет Казахстана пострадают в любом случае, считает Игорь Юшков. Обострение ситуации на Черном море, добавляет он, может привести к подорожанию перевозок нефти.
Нефтепроводная система КТК представляет собой магистральный трубопровод протяжённостью 1 500 километров. Он связывает месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Чёрного моря, где нефть перегружается на танкеры для дальнейшей транспортировки на международные рынки.
В Атырау -1