
Вопрос сохранения воинских захоронений времен Великой Отечественной войны вновь в центре внимания. Пока власти Атырау обсуждают юридические нюансы, общественники устанавливают мемориальные знаки за свой счет и ведут поисковую работу, восстанавливая по крупицам утраченные страницы истории.
Напомним, недавно председатель этнокультурного объединения «Былина» Андрей Кораблев, опираясь на документальные источники, установил шестьдесят четыре имени бойцов, умерших от ран и болезней в эвакуационных госпиталях Гурьева в годы ВОв. Описывая этапы поисковой работы, «АЖ» подробно остановился на локациях воинских захоронений, расположенных в разных уголках областного центра, затронув вопрос увековечивания новых имен. Кроме того, братские могилы необходимо элементарно привести в порядок, обозначив их, хотя бы условно, обелисками или другими памятными знаками. Условно – потому что некоторые из братских могил находятся на территории старых заброшенных кладбищ и давно полностью сравнялись с землей. Хорошо, что по решению местных властей лет пять-шесть назад эти кладбища, хоть и заброшенные, но огородили бетонными заборами.

После публикации ваш корреспондент обратился с рядом официальных запросов, начав с Атырауского НПЗ, рядом с которым есть захоронения (между пос. Мирный и речкой Перетаской) бойцов строительных колонн, ушедших по разным причинам из жизни в период строительства завода (1943-45 гг.) и жилого городка нефтяников. Кстати, в 2015 году краевед Вячеслав Афанасьев установил здесь обелиск, который сейчас уже обветшал и требует ухода. Сделать обелиск помогли добрые люди, не имеющие никакого отношения ни к акимату, ни к нефтеперерабатывающему заводу.

Память без статуса
В ответе за подписью исполняющего на тот момент обязанности генерального директора предприятия Нурлана Ещанова отмечено, что кладбище пос. Мирный находится на балансе местного исполнительного органа, который и должен осуществлять за ним уход.
«В настоящее время мы ведем дополнительную работу по сбору полных данных о людях, участвовавших в строительстве завода и ушедших из жизни. После сбора необходимых материалов вопрос об установке памятного знака на кладбище будет рассмотрен в рамках законодательства. Уверяем, что ваше предложение не останется без внимания в будущем», – говорится также в письме АНПЗ.
О причинах отсутствия статуса «памятник местного значения» у мемориальной Стены памяти на христианском кладбище ответил врио руководителя Центра исследования историко-культурного наследия Атырауской области Фархад Байдаулетов. Оказывается, этот вопрос рассматривался весной на заседании областной комиссии по охране памятников истории и культуры. Но комиссия не стала выносить положенную в таких случаях рекомендацию, на основании которой братскую могилу могли бы в последующем внести в Государственный список памятников. (Опять-таки напомню, что в соседнем Уральске аналогичное воинское захоронение на городском кладбище такой статус имеет и находится под охраной государства. – Авт.).
Нет статуса и у могилы в районе Торговой базы, где есть надгробная плита со словами: «Вечная память умершим от голода 30-х годов, погибшим в годы репрессий и Великой Отечественной войны», так как она не попадает под нормы Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».
«Однако это не означает, что данные объекты, не включенные в Государственный список, не подлежат сохранности. Вопросы их сохранности и защиты находятся на постоянном контроле городского акимата», – заверили в Центре.
Президент для Атырау не указ
И, наконец, несколько сумбурный ответ прислал акимат г.Атырау, из которого понятно лишь то, что кладбище у пос. Мирный находится на балансе отдела ЖКХ. И то, что «мэрия» якобы ведет работу, чтобы «уточнить места возможных захоронений с целью подтверждения их фактического расположения. Для этого направлены соответствующие запросы в архивные учреждения, а также в компетентные инстанции, осуществляющие учет и хранение данных о воинских захоронениях».
Отмечу, что каких-то десять лет назад тот же горакимат намеревался привести в порядок вышеперечисленные воинские захоронения, причем без всяких обращений в «архивные учреждения» и «компетентные инстанции». Это было предусмотрено планом мероприятий к 70-летию Победы. Однако в итоге чиновники не только сами ничего не сделали, но и другим дали, когда общественность собиралась провести патриотическую акцию по восстановлению братских могил.
И еще. 3 сентября 2011 года в Душанбе было принято «Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств-участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Страны, подписавшие Соглашение, взяли на себя обязательства, в частности, по выявлению, защите, содержанию, уходу и сохранности воинских захоронений, находящихся на их территориях. Со стороны Республики Казахстан международный документ завизировал президент Нурсултан Назарбаев, а 1 июня 2012 года он утвердил его своим Указом за №332. Знают ли об этом в акимате, в также члены комиссии по охране памятников истории и культуры? Сомневаюсь.
Кому «память» не пустое слово
Пока шла наша переписка, А. Кораблев обратился в горакимат за разрешением на установку мемориальной доски возле бетонного ограждения вокруг бывшего кладбища рыбоконсервного комбината. Это старое мусульманское кладбище расположено в мкр. Ак Жайык (бывш. аул Холодильник) – место наиболее массового захоронения советских солдат. Согласно документам, здесь вечный покой нашли более семидесяти бойцов.
Открытие состоялось 30 сентября с участием ветеранов труда и тыла, учащихся индустриального колледжа, жителей микрорайона и военнослужащих во главе с руководителем городского управления по делам обороны Курманали Жунисбековым. К слову, летом солдаты по собственной инициативе провели на кладбище уборку территории.
Памятный знак председатель «Былины» изготовил на собственные средства.
Лев ГУЗИКОВ
Фото предоставлены ЭКО «Былина», а также из архива автора
В Атырау +1 










