Атырау, 13 мая 01:27
 облачноВ Атырау +14
$ 439.40
€ 473.54
₽ 4.76

План или пропал

8 287 просмотров

17 сентября компания НКОК – оператор Северо-Каспийского проекта по освоению Кашаганского месторождения – провела общественные слушания по плану природоохранных мероприятий на 2012 год.

ЗАДНИМ ЧИСЛОМ

Вынесенный на слушания план призван обеспечить безопасность работ по строительству и бурению на морских объектах, уже ведущихся в этом году. Напомним, что ранее аналогичные планы недропользователей, минуя региональные власти и общественность, согласовывались в Астане, в министерстве охраны окружающей среды (МООС). Опыт предыдущих лет показал, насколько пагубна такая система. Компании под видом природоохранных мер зачастую включали в планы мероприятия, направленные скорее на технологические нужды, нежели на повышение экологической безопасности. Надо отдать должное атырауской общественности в лице наших немногочисленных НПО, которые неоднократно обращались в госорганы с требованием рассматривать планы на местах. Ведь дышать загрязнённым воздухом придётся жителям Атырау, а не министерским в столице.

Немалую роль здесь, вероятно, сыграли и коррупционные скандалы, в последнее время сотрясающие главное природоохранное ведомство. К примеру, в феврале 2012 года заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Андрей ЛУКИН заявил, что коррупция в МООС процветает на уровне глав различных структурных подразделений и территориальных ведомств. А недавно стало известно, что экс-председатель комитета экологического регулирования и контроля МООС Сагынбек МУТАШЕВ объявлен в межгосударственный розыск.

Первой защищать свой план природоохранных мероприятий на местном уровне как раз и пришлось НКОК. Однако первый блин и здесь вышел комом. Общественность, видимо из-за недостаточного информирования, была малочисленна и представлена в основном профессиональными экологами и чиновниками. А выступавшие менеджеры были явно не готовы к острым вопросам. Впрочем и вопросов набралось немного, учитывая, что работа по заявленному на слушаниях плану уже идёт с начала этого года, и из годового бюджета в 2,5 млрд тенге 55% уже освоены.

– К чему вопросы, если они уже работают, – заметил один из известных экологов.

Менеджер НКОК Роберт ХЕРСТ, который и ознакомил общественность с Планом природоохранных мероприятий НКОК и ее агентов на морском комплексе на 2012 год. СЕЙСМООПАСНЫЙ ШЛАМ

Наибольшую озабоченность вызвал предложенный компанией проект по закачке извлечённого в процессе нефтедобычи бурового шлама обратно в пласт. К реализации проекта привлекается зарубежная компания «Эмай Дриллинг Флюидз».

Интересно, что эта технология критиковалась атыраускими экологами во время общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) освоения Кашаганского месторождения ещё в далеком 2004 году. Академик Муфтах ДИАРОВ тогда предупреждал, что закачка бурового шлама в подземный пласт выбрана исключительно в целях экономии средств тогдашнего оператора – Аджип ККО. «Каспий разделён границами геологических плит, которые соответствуют порогам, отделяющим различные части Каспийского моря друг от друга... Большинство землетрясений отмечено вдоль швов по границе между Средним и Южным Каспием, где освобождается тектоническое напряжение; отголоски этих землетрясений, а также других, происходящих на Кавказе и в южной части моря, доходят до Северного Каспия с силой в 1-2 балла,– писал Диаров. – В будущем при активизации тектонической деятельности недр не исключается возможность более сильного землетрясения, чем в настоящее время. В этом случае при захоронении в недрах токсикантов они могут подняться по ослабленным зонам в верхние части дна моря, отравляя водную среду».

«НАЧНЁМ, А ТАМ ПОСМОТРИМ»

Между тем на нынешних слушаниях, со слов представительницы НКОК, стало известно, что проект закачки буровых отходов в пласт уже одобрен госорганами на местном и республиканском уровнях, а в мае этого года было получено положительное заключение Комитета экологического регулирования и контроля МООС. Представитель компании, отвечавший на вопрос о выборе технологии, не скрывал, что закачка позволит свести до минимума усилия компании, связанные с транспортировкой бурового шлама на сушу, что, по словам менеджера, «естественно приведёт к финансовой выгоде».

Как стало известно в ходе слушаний, компания намерена уже до конца года опробовать эту технологию, закачав небольшими порциями (по 36 тонн) в подземные горизонты опытные 164 тысячи тонн шлама.

Начальник областного департамента экологии Ербол КУАНОВ поинтересовался, почему в плане не предусмотрены затраты на исследование пласта. Как он себя поведёт в процессе закачки, примут ли подземные недра буровой шлам? Вместо ответа сотрудники НКОК стали подробно описывать технологию процесса, заявив, что исследования будут проводиться непосредственно во время опытной закачки.

В ходе бурения любых скважин на нефть и газ (как разведочных, так и эксплуатационных) образуется в среднем 1,5-2,5 тыс. куб. м буровых отходов на каждую скважину. Они состоят из двух основных компонентов: 1) буровые растворы, приготовляемые на платформе и необходимые для обеспечения процесса бурения; 2) буровой шлам – выбуренная из недр земли измельченная горная порода. Буровые отходы содержат тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, медь, цинк, железо, никель), крайне вредные мышьяк, каустическую соду, а также сложные органические соединения. В буровых отходах присутствуют биоциды – специальные яды, предназначенные для стерилизации скважин и убивающие все живое. А некоторые компоненты имеют повышенную радиоактивность.

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

Не были получены ответы на вопросы экологических НПО о судьбе каспийских тюленей. Они пожаловались на закрытость результатов исследований, которые проводятся британскими специалистами по заказу консорциума, а также выразили сомнения в правдивости той скудной информации, которую заказчик периодически всё же предоставляет общественности.

По словам менеджеров компании, они до сих пор не могут установить основной причины, по которой на Каспии гибнут тюлени.

– Да, финансовая сторона взаимоотношений с подрядчиком в исследованиях, которые мы заказываем, конечно, присутствует, но мы стараемся, чтобы результаты были как можно более объективными,– уверяли работники НКОК. По их словам, результаты исследований компания направляет в МООС, департамент экологии, областное управление природопользования и природных ресурсов, Орхусский центр и т. д. Но вот незадача: к примеру, сотрудники Орхусского центра утверждают, что к ним эти материалы не поступали.

Что касается численности тюленей, то некогда миллионное поголовье к настоящему времени сократилось, по данным исследований, до 100 тысяч.

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ

На слушаниях была также озвучена информация, что экологическим НПО стало известно о загрязнении грунта вследствие разлива топлива одним из бывших подрядчиков Аджипа – компанией «Бонатти». Главный эколог НКОК Руслан АДИЕВ факт загрязнения подтвердил и буквально на следующий день после слушаний прислал «АЖ» официальный ответ. Из него следует, что разлив произошёл 26 мая 2011 года и был официально подтверждён компанией «Бонатти». Аджип потребовал от Бонатти очистить загрязнённую территорию. Однако, как утверждают сами экологи, компания «Бонатти» претензий со стороны бывшего заказчика не принимает.

21 сентября в 11.00 в отеле «Ренессанс» НКОК проведёт общественные слушания по Плану природоохранных мероприятий на 2013 год. А в октябре пройдут аналогичные слушания ТОО «ТШО».

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Фото автора

19 сентября 2012, 17:49

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz