Атырау, 29 ноября 13:30
 ясноВ Атырау -2
$ 513.00
€ 541.16
₽ 4.69

Один на один со смертью

8 352 просмотра

Больницы и врачи существуют для того, чтобы помогать людям справляться с болезнью. Но что делать тем, кому поставлен страшный диагноз? Как быть родным больного, когда медики разводят руками и слова «мы больше ничего сделать не можем, забирайте домой» звучат как смертельный приговор? В Атырауской области больные неизлечимыми болезнями обречены доживать свою жизнь в ужаснейших муках и страданиях. Видя мучения близкого человека, тяжелейшие моральные страдания испытывают и родные больного… Неужели ничем нельзя помочь?

В медицине есть такое понятие как паллиативная помощь, или паллиативный уход за смертельно больным, позволяющий облегчить страдания умирающего. Сегодня в паллиативном уходе в Казахстане нуждаются онкологические больные, больные с тяжёлой почечной и сердечной недостаточностью, перенёсшие тяжёлые инсульты и инфаркты, умирающие от СПИДа и некоторых форм туберкулёза и т. д. Сколько конкретно людей нуждается в таком виде помощи, сказать сложно. В Казахстане не ведётся подобный учёт. Одно можно сказать точно: безнадёжный больной и его семья остаются один на один со своей бедой. Каждый, кто сталкивался с таким горем, знает, что медики буквально открещиваются от таких пациентов. К примеру, в Атырауском областном онкологическом диспансере отсутствует отделение для больных неизлечимыми формами рака.

«Наша задача – лечить. Есть такие формы онкологии, которые уже не поддаются лечению, и здесь ничего другого не остаётся, как только лечить смертельно больного пациента симптоматически, сглаживать побочные явления, которые вызвало основное заболевание. Мы таким видом лечения не занимаемся. Государство попросту не выделяет на это деньги. Оказывать помощь безнадёжно больным должны амбулаторные учреждения, поликлиники, участковые врачи», – признался в приватной беседе врач-онколог.

Реформа здравоохранения коснулась всех ступеней медицинской помощи, в том числе и поликлиник, на плечи которых и легли функции паллиативной помощи. Но как работают сегодня наши поликлиники, знает, наверное, каждый, кто хотя бы раз в год обращается к участковому терапевту. В поликлиниках огромный наплыв пациентов, с которым медики справляются с большим трудом – из-за нехватки кадров в том числе. К тому же врачи перегружены бумажной работой. В таких условиях внимания обречённым больным уделяется весьма мало. Введённые в штат всех амбулаторных организаций социальные медики и социальные психологи особой погоды не делают. Потому как в помощи такие пациенты нуждаются круглосуточно, а не два или три раза в неделю. А в случае резкого ухудшения состояния больного врача по вызову можно ожидать очень и очень долго. Максимум помощи от поликлиники – это рецепт от врача на обезболивающие препараты и редкие визиты медсестёр.

Между тем каждый человек имеет право не только на достойную жизнь, но также на спокойный и достойный уход из жизни. Во всём мире этим вопросом занимаются хосписы – заведения сестринского ухода. Хоспис – это не дом смерти, а достойная жизнь до неизбежного конца. Здесь не только облегчают физические муки, но и помогают психологически как больным, так и родным больного. В таких учреждениях не лечат, но помогают больным прожить тяжёлый отрезок жизни без мучений и боли.

Сегодня паллиативная медицина в Казахстане пребывает в зачаточном состоянии. Хосписы открыты лишь в шести городах: Алматы, Павлодаре, Караганде, Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Костанае. Если говорить об Атырау, то у нас, можно сказать, непаханое поле.

В Казахстане принимается множество красивых законов, но абсолютно не продуманы механизмы их исполнения. Паллиативная помощь – не исключение. В 2009 году нормативно-правовая база этого вида помощи была формально создана. Была определена категория лиц, подлежащих этой помощи, введены должности социальных работников, а стандартов исполнения до сих пор нет. Как считают эксперты, даже с принятием стандартов и выработкой механизмов, становление паллиативной медицины займёт до десяти лет. Поэтому начинать работу на местах надо уже сегодня. К этой работе можно привлекать не только медиков, но и НПО, членов волонтёрских организаций. Поликлиникам в качестве медицинских социальных работников и психологов стоит привлекать исключительно обученных специалистов. На начальном этапе, если не получается пока открыть полноценный хоспис, можно хотя бы организовать службу «хоспис на дому», работники которой регулярно будут выезжать к пациентам. Самое главное – не стоит забывать, что коварные болезни выбирают себе жертву не по профессиональной принадлежности и не по социальному статусу…

Тамара СУХОМЛИНОВА

23 августа 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.