
Как выяснилось, ее внепланово провел Комитет по информационной безопасности министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
Как ранее сообщалось, на областной станции скорой медицинской помощи Атырауской области в медицинской информационной системе «Комек-112» (система, фиксирующая и перенаправляющая звонки пациентов в службу 103), были произведены незаконные исправления дат и времени вызовов. Всего таких вызовов было более восьми тысяч.
По сути, это значит то, что система, поставщиком которой является ТОО IT Space, настолько несовершенна, что персональные данные пациентов могут использоваться в корыстных целях.
Как известно, система "Комек" была взята на баланс службы 103 в конце 2024 года. А сбои в этом приложении, которое тогда работало в тестовом режиме, уже начались до его принятия на баланс - в январе 2024 года. В итоге это привело к тому, что бригады скорой помощи стали приезжать к больным с опозданием, а информация, занесенная в базу, полностью исчезала, лишая диспетчера возможности перезвонить и уточнить адрес.
Итак, по представлению прокуратуры Атырауской области в феврале 2025 года была создана комиссия, которая выявила дефекты в системе «Комек» на сумму 1 млн 918 тысяч 276 тенге. Но оштрафовали за это станцию скорой помощи. К слову, еще один штраф на 100 МРП прилетел от Комитета по информационной безопасности за подтасовку фактов в карточках вызовов пациентов.
Напомним, Ерболов обвинил именно своего зама Абдрахманову в том, что она меняла данные в карточках вызовов, а та, в свою очередь, заявила, что делала это не по своей инициативе, а по распоряжению своего руководителя. По ее версии, Ерболов радел за то, чтобы Атырауская область вышла из неблагоприятной «красной» зоны по различным показателям. После ее отказа менять что-либо в этих карточках и искусственно выводить область на должный уровень, руководитель стал психологически давить на свою подчиненную - снял с петель дверь в ее кабинет, не приглашал на собрания и выносил дисциплинарные взыскания. Тогда редакции «Ак Жайык» глава службы скорой помощи сообщил, что двери менялись во всем здании и с личной неприязнью это не связано. Но оказалось, она все же была. На днях в Атырау состоялся суд, где Абдрахманова доказала, что выговоры, вынесенные в отношении нее Ерболовым после конфликта по поводу «Комек», были необоснованными - суд постановил их отменить. К слову, на суд были приглашены и другие работники станции, которые так и не смогли внятно объяснить судье, за что вообще выносились административные взыскания.
Кроме того, ТОО IT Space на каком-то своем внутреннем решении без приказа руководителя службы 103 заблокировало учётную запись Абдрахмановой. Иначе говоря, частная компания влезла во внутреннюю работу скорой помощи, тем самым лишив её возможности выполнять свои прямые обязанности. На каком основании частная организация взяла роль контролирующего органа – неизвестно.
…Но вернемся к штрафу. Наш запрос прокурору Атырауской области о разъяснении подробностей о причине наложенного штрафа в отношении скорой помощи был перенаправлен в филиал Фонда социального медицинского страхования по Атырауской области. Там в свою очередь ответили, что «разглашение такой информации третьим лицам допускается только с согласия другой стороны договора». То есть мы с вами, налогоплательщики – третьи лица, и по этой причине нам не дано узнать мутные махинации со стороны службы 103 и ТОО IT Space, обслуживающего систему «Комек». А оба они - и «скорая», и ТОО, между прочим, финансируются из государственного бюджета. И суммы немалые – в коммерческом предложении на 2025 год ТОО предлагает заплатить за свои услуги по обслуживанию системы «Комек» свыше 18 миллионов тенге.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА