
Конфликт на Атырауской областной станции скорой медицинской помощи между руководителем и подчинённой, вышедший за пределы деловой этики, обнажил нелицеприятные факты работы службы, отвечающей за здоровье жителей Атырау и области.
Заместитель директора по лечебной части с 15-летним стажем Наргиз АБДРАХМАНОВА сообщила, что её непосредственный руководитель Азамат ЕРБОЛОВ, пользуясь своим служебным положением, пытается искусственно поднять уровень оказания услуг скорой медицинской помощи. С ее слов, в течение года он отдает приказы подчиненным изменять данные в карточках вызовов.
«Лично в моем случае руководитель А. Ерболов начал испытывать ко мне неприязнь еще и за то, что я осмелилась защищать свои права и интересы, затронув вопрос о 30% доплате за работу внештатного специалиста экстренной помощи, которую я исполняла с февраля по июнь текущего года. Тогда за эту работу я не получила доплату», - говорит Н. Абдрахманова.
Как стало известно, дело о невыплате было рассмотрено в инспекции и департаменте труда. Однако, как оказалось, с февраля имелся приказ о доплате 30% вовсе не Абдрахмановой, а ее начальнику А. Ерболову. Так уж вышло, что инспектор труда после проверки так и не выявил никаких нарушений, несмотря на предоставленные документы.
Взаимные обвинения
Но вернемся к сути конфликта. Напомним, еще в начале 2024 года «Ак Жайык» писал о том, как эта система «Комек» лагала. Сотрудники станции скорой помощи утверждали, что в программе постоянно случаются сбои: информация, занесенная в базу, полностью исчезает, лишая диспетчера возможности даже перезвонить и уточнить данные. В это время пациент, отправивший вызов, уверен, что к нему едет бригада.
После проверки деятельности станции скорой помощи и Центра цифровизации по использованию информационной системы "Көмек" выявилось, что обе эти инстанции виноваты в том, что произошло. По её результатам недостатки были обнаружены как в работе скорой помощи, так и в Центре цифровизации по использованию информационной системы "Көмек".
«…Я как врач понимала, что система со сбоями не подходит для скорой, которая осуществляет такую жизненно важную деятельность, - говорит Н. Абдрахманова, - руководитель в начале 2024 года был согласен с этим утверждением, но потом резко поменял свое мнение.
С тех пор как я стала более активно отстаивать свое мнение, он провоцирует конфликты. Последняя выходка руководителя заключалась в том, что он снял дверь моего кабинета, который находится на первом, довольно холодном этаже. В разгар зимы мы с коллегой работаем в верхней одежде, чтобы не мерзнуть», — говорит врач.
В свою очередь руководитель Азамат Ерболов тоже не остался в долгу. Он обвиняет Абдрахманову в фальсификации данных в МИС «Көмек». У врача уже есть дисциплинарное взыскание в виде выговора по этому поводу.
«Никаких преследований с моей стороны нет. Назначенной комиссией были выявлены нарушения в корректировке документации. Вследствие решения комиссии было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Я написал заявление об её ошибках в Управление здравоохранения Атырауской области и КНБ.
Что касается ее кабинета, в здании для эстетического вида проводился демонтаж всех дверей», — сказал А. Ерболов.
Однако видео и фото, присланные в редакцию противоборствующими сторонами, показывают, что двери, непонятно, новые или старые, есть везде, кроме кабинета опального замдиректора.
«Они уволились сами»
Стоит отметить отдельно череду увольнений сотрудников скорой помощи. Если такое в организации случается, это чаще всего говорит о том, что на рабочем месте действительно не все ладно.
Одна из уволенных фельдшер Зульфия КЕНЕСБЕКОВА. Она рассказала, что была вынуждена уйти с работы во время своего декретного отпуска.
А. Ерболов не отрицал, что женщина уволилась, но, по его мнению, причиной стали семейные обстоятельства и это было её решение.
«З. Кенесбекова уехала в родной город Семей, когда родила ребенка, а в служебной квартире остался её муж. По моим сведениям, они были в стадии развода, а еще он сдавал эту квартиру посуточно во время ее отсутствия. Когда я об этом узнал, я потребовал возвращения квартиры, и после этого она приехала и написала заявление об увольнении», — объяснил Ерболов.
«Кто в здравом уме увольняется, находясь в декретном отпуске? Целью была, собственно, не я, а эта квартира, — рассказывает свою версию произошедшего З. Кенесбекова. — Полагаю, так было задумано изначально, как только руководитель заметил, что я нахожусь в положении. Что касается его слов о том, что квартира якобы сдавалась, так это неправда. Там жил муж. В те дни я и вправду не находилась в городе, жила с родителями, они помогали мне с ребенком после родов. Директор пришел по адресу служебной квартиры, постучался, ему никто не открыл, так как муж был на сутках на работе. После этого с меня потребовали вернуть квартиру. В целом методом угроз и запугиваний мне создали все условия для увольнения».
Еще один уволенный по собственному желанию — Руслан АХМЕТКАЛИЕВ. Он работал на станции инженером по гражданской обороне ЧС в рамках интеграции со Службой гражданской защиты.
«До того как я ушел оттуда, предшествовали события, примерно такие же, как у Наргиз Абдрахмановой: меняли замок дверей моего кабинета, в один из дней я не обнаружил на моем рабочем месте кресла, на котором сидел. Это один из излюбленных методов психологического давления моего теперь бывшего уже руководителя Азамата Алитурлиевича – отбирать необходимое.
В штате работают два юриста, вместе они сплоченная команда, которая обеспечивает юридически правильную составляющую всех этих увольнений. А то, что с тобой обращаются на работе как с отбросом, доказать довольно сложно. Я уволился 6 декабря 2024 года. Мое увольнение оформлено актом сокращение штата».
Среди других уволенных по собственному желанию два водителя кареты скорой помощи, врач Гульназ КЫРЫКБАЕВА, заподозренная руководителем в фальсификации своего сертификата специалиста для осуществления медицинской деятельности.
Фельдшер Ербол НАБИДОЛЛАЕВ:
«На одном из собраний я негативно высказался об опозданиях на вызовы по утрам. Причина, в частности по моему мнению, была в том, что водители «карет» вынуждены заправляться в одном месте одновременно – таковы правила. Также я сказал о дефектах дверей машин скорой.
Вскоре после собрания должен был наступить долгожданный отпуск. Когда меня вызвали в отдел кадров, я был уверен, что для того чтобы обсудить тему отпуска, но передо мной лежал лист о расторжении трудового договора.
За всю мою восьмилетнюю службу на станции скорой помощи я честно исполнял свой гражданский долг. У меня нет ни одного дисциплинарного наказания, только положительные характеристики, но я все же лишился работы без указания причины и мне так и не дали мои отпускные. По этому поводу мое письмо находится в Антикоре».
Есть еще несколько ушедших со службы людей, но они категорически отказались фигурировать в этой истории. К слову, все увольнения случились в основном в течение 2024 года.
Знакомьтесь, МИС «Көмек»
Но вернемся к медицинской информационной системе. Трудовые конфликты – дело одно, но когда они начинают влиять на качество работы всей службы 103 – все становится гораздо серьёзней, ведь на кону жизни людей.
В распоряжение редакции попал документ, датируемый 2023 годом. Этот документ адресован руководителю Атырауской областной прокуратуры Бауыржану ЖУМАКАНОВУ от генерального директора ТОО IT Space Е. ТУРЛЫБАЕВА, поставщика системы «ЕДДС-112», в которую входят все службы 101, 102, 112 и 103 с «Көмек». ТОО рассказало о саботаже его программы с 2021 года службой скорой медпомощи в Атырау.
«…Так как информационная система находится на балансе КГУ «Центр цифровизации Атырауской области», статистика с негативными цифрами по работе ССМП стала доступна руководству области и Управлению здравоохранения Атырауской области. Вместе с тем в целях сокрытия негативной статистики и избежания штрафов от Фонда медстрахования за некачественное обслуживание вызовов со стороны ССМП на систематическом уровне проводится корректировка статистических данных…»
В письме сообщалось, что за 6 месяцев 2021 года были выявлены факты изменения временных показаний в 14 924 вызовах и корректировки в категории срочности в 300 вызовах. Имеются факты летального исхода пациентов в количестве 13 человек, которые так и не дождались прибытия бригады...
«В рамках этого саботажа системы руководство ССМП в лице А. Ерболова и Н. Абдрахмановой открыто лоббирует закуп другой системы. Лоббирование происходит путем фальсификации фактов о том, что якобы система «Көмек» имеет многочисленные изъяны. Просим провести проверку деятельности ССМП…»
То есть в еще 2023 году поставщики «Көмек» напрямую обвиняли в нарушениях как директора, так и его зама. Но к концу 2024 года что-то изменилось и в прицеле ТОО IT Space осталась только Н. Абдрахманова.
С её слов, неприязнь руководителя все более усиливалась со временем и дело дошло до того, что дверь её кабинета была снята с петель, а учетная запись с доступом в систему «Көмек» заблокирована.
Подлог как предлог
По её рассказу, после статьи в СМИ в январе 2024 по поводу сбоев в «Көмек» была проведена проверка, и, согласно ее заключению, было выявлено 72 дефекта на сумму 477 036 тенге. При этом директор А. Ерболов отказался подписывать это заключение, но якобы дал устное поручение исправить карты вызовов в МИС «Көмек» для устранения этих нарушений.
«Доступ к МИС «Көмек» был открыт для корректировки данных работникам станции непосредственно А. Ерболовым - мне, заместителю директора по контролю качества Б. Калиеву, заведующему оперативным отделом А. Аубакар, главному фельдшеру Г. Рахметовой, старшим фельдшерам городских подстанций Г. Аубекеровой, С. Тналиевой, С. Кисимовой, а также статистам.
Так, указание А. Ерболова о внесении корректировок было исполнено, мы все выполняли приказ руководителя, хоть это нас и не красит, - говорит А. Абдрахманова. - Согласно Заключению по мониторингу качества и объема медицинских услуг №12/1 от 20.04.2024 года дефектов уже не было.
С тех пор периодически по поручению директора эти карты вызовов с опозданиями корректировались. Для того чтобы вы понимали, коррекции также подвергались еще и грамматические ошибки, которые врачи неизбежно делают при такой сложной и экстренной работе».
Как стало известно «АЖ», 14-15 октября 2024 года в Мангистауской области был проведен координационный совет Ассоциации скорой медицинской помощи РК с участием всех руководителей скорой помощи РК. Там были озвучены данные о деятельности всех служб скорой медицинской помощи РК по итогам 9 месяцев 2024 года. Атырауская область оказалась в неблагоприятной «красной зоне» по ряду показателей: по вызовам, выполненным с опозданием по 1-3 категории срочности; по показателям догоспитальной смертности; по показателям успешной реанимации и по среднесуточной нагрузке бригад.
«С той конференции руководитель приехал злой и раздраженный, его беспокоила плохая статистика. Как было ранее, он устно дал поручение вновь откорректировать все вызовы с опозданием с января 2024 года, а в случае непослушания пригрозил увольнением. Я отказалась от дальнейшей фальсификации данных. Но именно в этом меня впоследствии и обвинили. Мое письмо с описанием этих фактов в Управление здравоохранения области и министерство здравоохранения Казахстана с просьбой провести проверку осталось без ответа», - говорит замдиректора.
Аудит с прицелом
11 декабря 2024 года состоялось совещание с участием руководства станции скорой помощи. Главный врач поручил провести аудит информационной системы «Көмек» на предмет корректировки вызовов по линии 103 со стороны пользователей станции скорой помощи. Аудит системы делала компания ТОО IT Space.
«Специалисты нашей компании выполнили аудит системы, который выявил множественные изменения в карточках вызовов, произведённые несколькими учетными записями. В частности, одной из учетных записей, закрепленной за заместителем главного врача по лечебной части Абдрахмановой Н., было отредактировано свыше 1 500 карточек вызовов, - пишется в письме гендиректора ТОО IT Space Н. НУРЛЫБАЕВА к руководителю А. Ерболову. - Учитывая, что Абдрахманова является заместителем главного врача, по служебному положению ей не предусмотрено производить редактирование параметров вызовов, поэтому учетная запись Абдрахмановой временно ограничена».
Такое точное прицеливание IT Space именно к Абдрахмановой, несмотря на то, что доступ к системе имели еще как минимум семь пользователей, странно.
«Для общего понимания, доступ к «Көмек» имеется у всех работников станции, но доступ к коррекции может открыть только руководитель А. Ерболов через IT-компанию, обслуживающую «Көмек».
В целом в программе много пробелов, так как с моим логином и паролем мог зайти кто угодно с любого компьютера», - поясняет Н. Абдрахманова.
«Обратитесь в IT-компанию»
- Как замдиректора могла получить доступ к корректировкам в системе «Көмек»? Этот доступ дается с вашего обращения в обслуживающую IT-компанию? - спросили мы директора А. Ерболова.
- Доступ даёт «Көмек», и я к этому отношения не имею, - ответил он.
- То есть, получается, Н. Абдрахманова получила доступ к корректировкам от «Көмек», а потом они её в это же и обвинили?
- Н. Абдрахманова работает на своей позиции уже много лет, значит, доступ знает.
- А вы имеете доступ?
- Нет, конечно. Спросите у IT-компании, как она получила этот доступ.
К сожалению, ТОО IT Space, базирующееся в Алматы, на наши вопросы ответить не пожелало, переадресовав их в атыраускую службу 103.
«…На данный момент все, чего я хочу – это проведение честной проверки компетентными органами. Станция скорой помощи должна работать как положено, без всех корректировок данных. Мы должны признать, что сама возможность корректировок в «Көмек» говорит о ее несовершенстве, и что искусственное вытаскивание Атырауской области из красной зоны – не выход.
Что касается А. Ерболова и его отношения к своей работе, к коллективу – это тоже сильно влияет на климат в организации. Вместо того чтобы заниматься своими обязанностями, мы находимся в состоянии страха и неуверенности в завтрашнем дне.
В связи со всем тем, что вы прочитали выше, я обращаюсь к Вам, Управление здравоохранения Атырауской области, Центр цифровизации Атырауской области, аппарат акима Атырауской области Республики Казахстан.
Я прошу провести служебную проверку по указанным обстоятельствам с участием независимых экспертов министерства здравоохранения и информационных технологий для установления фактов фальсификации лицами, которые за это ответственны», - резюмировала Наргиз Абдрахманова.
Тем временем в Атырауском областном управлении здравоохранения, по имеющейся информации, будет создана комиссия, все факты будут проверены.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото из архива «АЖ», Н. Абдрахмановой, А. Ерболова