Сбои в приложении «Көмек», перенаправляющем звонки жителей в экстренную службу "103", привели к тому, что бригады скорой помощи стали приезжать к больным с опозданием.
Корреспондент «АЖ» попытался разобраться в сложившейся ситуации, обратившись к начальнику Атырауской областной станции скорой медицинской помощи Азамату ЕРБОЛОВУ. По его словам, такая ситуация связана с резким ростом звонков и перегрузкой приложения.
- В данный момент звонки на "103", связанные с эпидемией кори и ОРВИ, достигли рекордного показателя, – говорит он. – Раньше, во время эпидемии Covid-19, мы получали 1300 звонков в день, а сейчас – более 1600 в день. Сбой приложения еще более усложнил ситуацию.
В данный момент количество бригад увеличилось с 26 до 32. Однако «Көмек» снижает продуктивность работы.
- Мы принимаем все звонки на скорую помощь в регионе и передаем их ближайшим свободным бригадам. В последние дни система часто давала сбой посреди ночи. Если раньше мы передавали информацию: адрес, персональные данные звонящего бригаде с помощью одной кнопки, то теперь диспетчеру, сидящему за пультом "103", приходится записывать все это на бумажке и звонить на номер телефона фельдшера бригады. Соответственно, это занимает больше драгоценного времени, когда для нас, врачей, каждая секунда важна, – говорит заведующая оперативно-диспетчерским отделом станции скорой помощи Анар АУБАКАР.
По ее словам, из-за сбоя программы информация, занесенная в базу, полностью исчезает, лишая диспетчера возможности даже перезвонить и уточнить данные. В это время пациент, отправивший вызов, уверен, что к нему едет бригада. Когда выяснилось, что дело в приложении, диспетчеры вооружились бумагой, ручкой и стали по старинке передавать данные фельдшерам бригады. С начала года таким образом исчезло 3 тысячи звонков, говорит заведующая отделом.
Ботагоз БАГЫТЖАНОВА, 13 лет работающая фельдшером в отделении неотложной помощи, рассказывает, что когда приложение «Комек» уничтожает всю информацию, приходится идти домой к пациенту во второй раз.
- Когда мы едем на вызов, всю информацию о пациенте записываем на планшет. Когда выясняется, что в планшете все данные отсутствуют, мы повторно едем к пациенту для их уточнения. Это катастрофическая трата времени, которую мы могли бы использовать для того, чтобы оказать помощь другому человеку, – говорит фельдшер.
- Недавно поступил звонок о том, что на улице произошла массовая драка, есть ножевые ранения. При попытке заполнить информацию о месте происшествия выяснилось, что «Көмек» не работает. По прибытии на место выяснилось, что ножевого ранения не было (врач говорит о недавней драке студентов, где сообщалось о ножевом ранении, но это оказалось фейком. – Прим. авт.) ...Через несколько минут после сообщения мы уже были на месте, пострадавших в драке отвезли в больницу. Мы сделали записи в планшете о времени и месте событий – обычная процедура и необходимая, так как впоследствии дело может дойти до суда и каждая деталь важна, но все исчезло... – говорят в службе "103".
Как выяснилось, руководство станции скорой помощи бьется над этой проблемой не первый год, однако все тщетно. Были предупреждения в адрес разработчиков приложения «Көмек» о сложившейся ситуации. У тех в свою очередь ответ один: «Улучшим работу». Однако перемен не наблюдается. Более того, в связи с эпидемиологической ситуацией с корью и сезонными заболеваниями «Көмек» зависает всё чаще.
Как выяснил «АЖ», приложение находится в ведомстве Управления цифровизации и архивов Атырауской области. Начальник Атырауской областной станции скорой помощи А. Ерболов обратился в отдел цифровизации с такими словами: «Атырауская областная станция скорой медицинской помощи работает с программой «Көмек» с 2019 года. По сей день данная техническая ситуация происходит постоянно. Мы обращались в компетентные органы, некоторые недостатки устранялись, некоторые оставались в прежнем состоянии. Поскольку во время дежурства бригады не могли заполнять информацию о пациенте на своих планшетах, фельдшеры занимались этим вместо отдыха, после ночной смены. Это напрямую влияет не только на их работоспособность, но и на главный смысл работы экстренной службы: помочь больным так быстро, как это необходимо. Услышьте нас! От работы этой программы зависит не только репутация отрасли здравоохранения. От этого зависит самое главное – человеческая жизнь».
После публикация "АЖ" в своем телеграм-канале заместитель акима Атырауской области Жасулан БИСЕМБИЕВ заявил: "В связи с сообщениями о нарушении функционирования информационной системы скорой помощи будет назначена официальная проверка.
Она будет направлена на анализ деятельности станции скорой помощи и Центра цифровизации по использованию информационной системы "Көмек".
По итогам проведения данной проверки будут приняты необходимые меры для устранения выявленных недостатков и оптимизации работы системы".
Нурбейбит НУГМАНОВ
Фото автора