Атырау, 28 сентября 21:20
 ясноВ Атырау +11
$ 479.23
€ 534.96
₽ 5.16

Как достойно похоронить свалку?

9 523 просмотра

После публикации статьи «Свалка-зажигалка» («АЖ» №31 от 2.08.2012 г.) своё мнение выразил один из бывших руководителей коммунального предприятия «Спецавтобаза» Жетесбек ИСАЕВ. Он дважды руководил им: с 1991 по 1999 и с 2003 по 2004. И ему есть что рассказать.

 

КАК СЛОМАЛИ ТУРГАНОВА

– Больше всего меня удивляет позиция санитарных врачей и природоохранной прокуратуры, столько лет – никакой реакции, они полностью самоустранились. Это особенно угнетает после недавнего пожара на свалке в России, который тушили с десяток единиц пожарной и специальной техники. Один из комментаторов, кажется, сотрудник ЧС, сказал тогда журналисту: «Повезло, ветер в другую сторону, если бы дуло в сторону города, пришлось бы эвакуировать жителей…». С чего началась проблема? В 1999 году, когда акимом области стал Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, а акимом города Дуйсенбай ТУРГАНОВ, на совещании в горакимате тогдашний замначальника облэкологии НАЖМЕДЕНОВА и городской эколог Картамбай САУДАБЕКОВ (позже он возглавит Спецавтобазу. – Прим. З. Б.) подняли вопрос свалки.

До тех пор мы работали так: давали объявления в газете, те, кому был нужен грунт, добывали его на нашей территории. То есть рыли котлованы, вывозили грунт и немного оставляли по краям ям. Мы туда сгружали мусор, засыпали грунтом, и через несколько лет эти искусственные холмы начинали зеленеть. Возгорание при таком способе было исключено. Но выступавшие на том совещании экологи раскритиковали этот способ, мол, в этом случае мусор с подпочвенными, подземными водами попадает в реку и отравляет воду. И они убедили власти. Турганов согласился и вынес решение – запретить захоронение мусора в грунте.

– А вы не согласны?

– Конечно! Слушайте, где свалка и где Урал?! Это же невозможно, та же почва и есть лучший естественный фильтр. Но кто будет слушать директора коммунального предприятия? С того времени мы стали сваливать мусор на открытой площадке.

– Власти велели просто складировать мусор, не предусматривая хотя бы в будущем какую-то альтернативу, мусоросжигающий завод, например?

– Тогда городской бюджет был, если мне не изменяет память, 960 млн тенге. О какой альтернативе могла идти речь? Это же не нынешние миллиарды.

Действительно, со времён великой мусорной революции Тасмагамбетова прошло 13 лет, город освоил миллиарды тенге, а помойка всё та же – пятый километр и 8 га гниющей массы.

Заместитель начальника АГУГСЭН Айбарша МУРАТОВА:
– В соответствии с нормами, свалки подлежат санитарно-гигиеническому обследованию 1 раз в год. В мае была проведена плановая проверка свалки. По выявленным нарушениям было привлечено к административной ответственности должностное лицо, наложен штраф, выдано предписание. Предписание выполнено не полностью, и дело передано в суд.
За 6 месяцев 2012 года нашими специалистами проведено 984 лабораторных исследования атмосферного воздуха селитебной территории города Атырау на 11 ингредиентов. Превышений ПДУ и несоответствий не установлено. последние 7 месяцев экстренных извещений о случаях отравления угарным газом атмосферного воздуха не поступало и сообщений о госпитализации больных с таким диагнозом не было.

ВСЯ ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА

Исаев ссылается на технологию, разработанную ещё при Союзе, направленную на исключение возгорания. По ней требовалось твёрдые бытовые отходы (ТБО) засыпать грунтом, но с соблюдением толщины наслоений: 30 сантиметров земли на один метр толщины мусора. И так до заполнения котлована. В результате получается многослойный «пирог», безопасный с точки зрения возгораний, но не с точки зрения экологии, как принято считать в наши дни.

В современном мире такие котлованы не принимаются без гидроизоляции. Их дно требуется защищать противофильтрационным полимерным экраном, который бы препятствовал просачиванию фильтрата в грунтовые воды. В ином случае, уверены авторы многих научных работ, грунтовые воды прилегающих к свалке территорий «обогащаются» такими металлами, как хром, железо, марганец, кобальт, никель, медь, цинк, свинец, алюминий, кадмий. А также содержат фенолы, нефтепродукты, оксиды азота и фосфора и т. д.

 

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ И ПОДАРОК КТК

Через несколько лет, в 2003, Исаев вновь возглавил Спецавтобазу. Он вспоминает: однажды к нему пришли из Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – у них сдали нервы: от дыма свалки срабатывали датчики, установленные по периметру их базы резервуаров для сырья.

– Дайте пару бульдозеров и погрузчиков, говорю, я засыплю, и она перестанет дымиться.

Они ушли, обсудили и через некоторое время обещали поставить нашему предприятию в качестве спонсорской помощи технику в два этапа. В тот же год я ушёл оттуда, но КТК слово сдержал и подарил Спецавтобазе технику. Но её переориентировали на город.

– Общественный деятель Макс БОКАЕВ продвигает идею по бурению скважин в теле свалки, с тем, чтобы накопившийся в её недрах свалочный газ имел выход и не подогревал свалку снизу. Как вам такой способ?

– Это нереально! До многих участков расположенной на 8 гектарах мусорной кучи нельзя добраться физически, поэтому я назвал бы эту идею сумасшедшей. На мой взгляд, есть только один способ – с краёв постепенно засыпать её наглухо грунтом, чтобы ограничить доступ кислорода и избежать возгорания. И это называется не «рекультивация», а захоронение. Её хоронить надо, как Чернобыльскую АЭС.

Думаю, что идея с отводом свалочного газа не так уж безумна. Астанинский новый мусорный полигон, к примеру, оснащён системой газоотводов. Полученный таким образом газ коммунальщики столицы намерены использовать в промышленных целях, например, для нужд самого мусороперерабатывающего завода.

 

ЗАКОПАТЬ НЕЛЬЗЯ СЖЕЧЬ

Свалки соседствуют с человечеством со дня его появления. Нам, по разным сведениям, от 40 тысяч до нескольких миллионов лет, а мы всё так же в поиске решения этой вечной проблемы. Так как проблема пока не решена, наш город стоит на пороге отравления своими же отходами.

Закопать нельзя сжечь – такова пока ситуация. Похоронить в земле – вредно для почвы и воды, сжечь на факелах – разрушается озоновый слой и остаётся проблема утилизации твёрдого продукта горения: ядовитой золы… Но, безусловно, куда вредней для нас, ныне живущих, пугающе близкое соседство со смердящим полигоном.

В заключение хотелось бы напомнить – граждане нашего государства имеют подтверждённое Конституцией право на здоровую окружающую среду, а также на всю необходимую экологическую информацию. Одним из новых инструментов охраны окружающей среды является экологический аудит. Это вневедомственная, независимая проверка территорий на предмет соответствия их определённым экологическим критериям. По карману ли он Атырау? Вопрос властям.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

 

«Пусть горит газ, а не мусор»

 

Небезызвестный в городе общественный деятель, основатель НПО «Арлан» Макс БОКАЕВ сделал несколько предложений в ответ на нашу публикацию.

«Судя по имеющейся информации (почерпнутой в основном из «АЖ») сложность этих пожаров в том, что тление происходит не на поверхности, а в недрах. Главной причиной тления в глубинах свалки является свалочный газ, который, как утверждают химики, состоит главным образом из горючего метана.

Какие есть пути тушения?

Первое, что приходит на ум – элементарно залить водой. Скорее всего, это будет стоить недёшево, тем более, что Урал совсем обмелел. В сети наткнулся на утверждение, что при высокой температуре горящего мусора вода, разлагаясь на кислород и водород, наоборот, поддерживает горение.

Ещё один способ – засыпать свалку слоем грунта. Без доступа воздуха шансы у огня будут невелики. Этот способ использовали при ликвидации пожара на свалке рядом с г. Новомосковск Днепропетровской области. Как пишут в интернете: четыре гектара свалки были засыпаны почти 17 тысячами тонн грунта. Это заняло 3 суток, 306 человек и 57 единиц техники.

Этот способ можно применить и у нас, но всё равно сразу после засыпки надо менять место складирования мусора.

Если говорить о самом надёжном способе, то это обустройство множества скважин, через которые можно утилизировать свалочные газы. Или просто сжечь на факелах, что в любом случае будет гораздо менее вредным, чем дым от горящих пластмассы, резины и прочей гадости. Этот способ я уже предлагал через «АЖ» в прошлом году во время проведения онлайн-конференции с Ерболом КУАНОВЫМ. Он лишь сказал, что скоро в области будут построены новые полигоны с системой утилизации горючих газов, а что делать со старым – не сказал.

Прокуратура, департамент экологии, СЭС могли бы воспользоваться Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» для инициирования расследования пожаров, так как в статье 145 Кодекса говорится: «Санитарные правила, гигиенические нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления».

Почему они этого не делают? Не знаю.

О митингах. Как показывает опыт, разрешения на них не дадут, а на несанкционированный выйдет не более десяти человек. Поэтому лучше их не проводить, дабы не давать повод злорадствовать различного рода анонимным троллям».

16 августа 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.