Полезные советы психотерапевта о том, как строить отношения с близкими, у которых обнаружена деменция.
Деменция – понятие, описывающее ряд заболеваний, которые сопровождаются негативным влиянием на память, мышление и способность к повседневной деятельности. Деменция прогрессирует с течением времени и в основном поражает пожилых людей, однако не у всех людей с наступлением старости развивается деменция.
Болезнь Альцгеймера – наиболее распространённая форма деменции, нейродегенеративное заболевание, впервые описанное в 1907 году немецким психиатром Алоисом Альцгеймером. Современная медицина до сих пор не нашла волшебной таблетки от этого заболевания.
Как вести себя с людьми с признаками деменции в повседневной жизни? В какой медицинской и социальной помощи они нуждаются? Об этом Informburo.kz побеседовал с практикующим врачом-психотерапевтом Жибек Жолдасовой.
Когда рассказывают одно и то же
– Жибек, есть разница между деменцией и болезнью Альцгеймера? На что нужно обращать внимание в первую очередь и как реагировать?
– Прежде всего нужно понимать, что болезнь Альцгеймера является самой частой причиной деменции. До 70–80% всех случаев – это болезнь Альцгеймера. То есть это очень близкие понятия. Но существует и множество других причин развития деменции. Например, постинсультная деменция, сосудистая деменция на фоне артериальной гипертонии или других нарушений мозгового кровообращения.
Среди симптомов на первом месте чаще всего забывчивость, то есть забываются текущие события по закону Рибо (закон регрессии памяти, или закон обратного развития памяти).
Это означает, что события в памяти теряются в обратном порядке, начиная с текущих событий до давно прошедших. То есть человек будет прекрасно помнить, что было 20, 40, 50 лет назад, но не может вспомнить, что было вчера на ужин, куда он ходил несколько часов назад. Текущая память выпадает. По мере прогрессирования заболевания, особенно болезни Альцгеймера, количество лет, которые "съедает" заболевание, будет увеличиваться, и человек будет постепенно забывать, что было год назад, пять лет назад, десять, пятнадцать лет назад и так далее.
В тяжёлой стадии заболевания обычно у человека остаются события далёкого-далёкого детства. Он вспоминает дом, в котором вырос, но не узнаёт жильё, где он живёт сейчас. Не узнаёт родственников, зато часто вспоминает собственных родителей, братьев, сестёр. То есть на фотографиях он может узнавать близких молодыми и даже детьми, но в зеркале не узнавать себя и родственников в возрасте – тоже.
Второй симптом – это трудности подбора слов.
То есть нужное слово не всегда находится и с трудом подбирается. Человек, например, начинает переспрашивать или рассказывать одно и то же. Допустим, он спросил: "Пойдём мы сегодня в магазин покупать хлеб и молоко?" Через пять минут пожилой человек спросит то же самое, потому что уже забыл и о том, что спрашивал, и о том, что ему ответили.
И так может повторяться многократно: пять, десять, двадцать раз за день одно и то же. Причём все эти симптомы – и трудности в подборе слов, и забывчивость – есть у нас у всех. Но у здоровых людей это возникает периодически, нерегулярно, часто связано либо с перегрузкой информации, либо с высоким уровнем стресса, либо с болезнями, либо с плохим ночным сном. То есть обязательно есть какая-то причина. И после устранения этой причины память восстанавливается.
А вот у пациентов с деменцией забывчивость, трудности в подборе слов будут постепенно нарастать, то есть они будут становиться всё чаще и чаще и даже многократно повторяемыми в течение дня.
Никто не обучает ухаживающих
– Как и кем диагностируется деменция в РК, признаётся ли она Минздравом и на какую помощь может рассчитывать человек в нашей стране с таким заболеванием?
– Деменция должна диагностироваться во всём мире врачами любого уровня, начиная с участкового терапевта и заканчивая невропатологами, психиатрами и более узкими специалистами. Но у нас, к сожалению, основная масса диагнозов "деменция" выставляется психиатрами.
Причём превалирует диагноз "деменция уточнённая". Сюда входят диагнозы, которые не указаны в других рубриках. Например, деменция при эпилепсии, деменция при шизофрении, деменция при рассеянном склерозе и так далее. То есть когда обнаружено конкретное поражение головного мозга.
Сюда не относится болезнь Альцгеймера вообще, потому что для деменции при болезни Альцгеймера существует другой шифр. И этот шифр почему-то игнорируется большинством врачей. При этом неврологические диагнозы и психиатрические диагнозы между собой абсолютно равноценны. Во всём мире идёт такая двойная диагностика всех деменций, то есть и невропатолог может выставлять диагноз под своим шифром согласно международной классификации болезней 10-го пересмотра, и психиатр тоже может выставлять диагноз. И ни один из этих диагнозов не сильнее второго, они абсолютно равноценны. Но, к сожалению, у нас в диагностике идёт большой перекос.
Согласно приказу Минздрава №75 ("Об утверждении Перечня лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан РК с определёнными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне") при диагнозе "болезнь Альцгеймера" (код G30) пациент может получать бесплатно антидементные лекарства по ОСМС через невропатолога.
У психиатра этих бесплатных лекарств нет, то есть у нас в стране нужно обращаться к невропатологам, чтобы пациенту поставили диагноз "деменция" и он мог получать у себя в поликлинике бесплатные лекарства. Одни препараты предназначены для лечения лёгких стадий заболевания, другие присоединяются на средней стадии заболевания. То есть невропатолог и психиатр должны не просто уметь выставлять диагноз, но ещё и определять степень тяжести. От этого зависит, какие и сколько препаратов назначат, от этого зависит и состояние пациента.
К сожалению, кроме медикаментозной, никакой помощи в Казахстане не существует. При наличии инвалидности у человека с диагнозом "деменция" ещё подгузники можно получать бесплатно, и на этом всё. То есть пациенты с деменцией оказываются предоставленными самим себе и своей семье.
Часто члены семьи увольняются для того, чтобы ухаживать за больным родственником. В итоге человек теряет доход. К тому же ухаживающие лица однозначно находятся в состоянии эмоционального выгорания, потому что у нас нет групп поддержки таких семей. У нас никто не обучает ухаживающих, как это делать правильно.
В больших городах, например в Алматы, имеется около 30 пансионатов по уходу за пожилыми людьми. И большинство жителей таких пансионатов, процентов 80 как минимум, – это именно люди с деменцией, с которыми семья уже не справляется. Поэтому лучший вариант в таких случаях – это поместить в пансионат для того, чтобы за ним постоянно ухаживали.
Все эти пансионаты у нас частные, платные, от государства никакой помощи нет, потому что та же больница сестринского ухода предназначена для бесплатной госпитализации только на 21 день. Все остальные услуги она тоже предоставляет только платно.
– Назовите основные факторы риска, способствующие развитию болезни. Возможно ли их избежать и какую профилактику вы рекомендуете?
– На сегодня доказаны и имеют хорошую доказательную базу следующие основные факторы риска развития болезни Альцгеймера. Это артериальная гипертония, сахарный диабет, черепно-мозговые травмы, курение, употребление алкоголя, малоподвижный образ жизни, ожирение, социальная изоляция, снижение слуха, снижение зрения, повышенный уровень холестерина, низкий уровень образования, депрессии среднего, пожилого возраста.
Эти факторы образа жизни и наличие определённых хронических заболеваний тем или иным образом снижают мозговое кровообращение, снижают активность головного мозга, тем самым приводя к постепенной гибели нейронов, уменьшению объёма головного мозга и последующему развитию деменции.
Контроль всех этих факторов риска способствует снижению развития деменции на 45%. То есть если мы ведём здоровый образ жизни, контролируем свои хронические заболевания, регулярно пьём лекарства, предназначенные, допустим, для лечения повышенного давления или сахарного диабета, то есть не время от времени, когда повысилось давление, а ежедневно, постоянно, то мы сохраняем и активность головного мозга в том числе.
Статистика в Казахстане сильно занижена
– В одном из интервью вы сказали, что деменции зафиксированы у почти 57 млн человек во всём мире. Какова статистика по Казахстану, учитывая, что по состоянию на 1 октября 2024 года численность пенсионеров составляла 2 млн 413 тысяч?
– Да, официально по всему миру болеет 57 млн человек, причём ежегодно выявляется около 10 млн новых случаев. Официальные цифры в Казахстане (около 10 тысяч человек, имеющих диагноз того или иного вида деменции) занижены. Всего в стране деменцией страдают около 12–15 тысяч человек, причём, как я уже говорила, большинство диагнозов выставили психиатры. Есть такой казус, что даже из лиц, которые имеют официальный диагноз "деменция", положенное антидементное лечение получают всего 1%. Я сужу об этом по количеству продаж антидементных препаратов в республике.
У нас пока не проводились исследования по уровню распространённости деменций в стране. Но если сравнить с распространённостью среди пожилых людей в других странах, то обнаружим, что деменции диагностированы у 11% пожилых людей старше 65 лет. Если мы возьмём 10% от количества пенсионеров в Казахстане (а их почти 2,5 млн человек), то это будет 200 тысяч и даже больше человек. А официальная статистика у нас не достигает даже 20 тысяч человек. То есть масштабы огромные, недиагностированных случаев очень много.
Очевидно, что большинство пациентов в РК остаются невыявленными и недиагностированными, а значит, и лечения особо не получают.
Людям с деменцией и их близким часто говорят, что снижение памяти – это возрастное и это не лечится. То есть людей заставляют думать о том, что все мы будем такими в старости. На это я обычно заявляю, что вообще-то с возрастом вербальная память должна улучшаться, потому что человек владеет большим опытом, огромным запасом знаний. Это обогащает его лексикон, а значит, вербальная память должна улучшаться, а не ухудшаться.
А если пожилой человек постоянно жалуется на плохую память, то его уже надо обследовать и лечить. Есть ещё такой феномен, что как только жалобы у пожилого человека прекратились, то есть он, допустим, три-четыре года жаловался на плохую память, а потом перестал жаловаться, это не значит, что вы его вылечили. Это значит, что он ушёл в деменцию и уже не понимает того, что с ним происходит.
То есть пациенты с деменцией, с болезнью Альцгеймера жалоб никаких не предъявляют, потому что самокритика тоже отключается. Они не могут описать и понять, что с ними происходит. Большинство из пациентов будут говорить, что у них всё хорошо и непонятно, зачем дети их привели к врачу.
– Достаточно ли медицинских специалистов в стране, которые могут правильно определить болезнь и лечить её?
– Врачей в стране достаточно, но далеко не все они умеют диагностировать деменцию. У меня наблюдаются пациенты со всего Казахстана, из ближнего и дальнего зарубежья есть пациенты. Поэтому я имею представление о том, где в Казахстане есть диагностика, а где нет. Я часто провожу онлайн-приёмы с пациентами из других городов, потому что на месте они не могут найти специалиста для того, чтобы определить уровень когнитивных функций, к сожалению.
И таких врачей у нас раз-два и обчёлся, хотя я регулярно езжу по крупным городам для обучения. С другой стороны, среди медиков до сих пор предвзятое отношение к этому. Им как-то страшновато выставлять диагнозы "деменция" или "болезнь Альцгеймера" и назначать профильное лечение.
Трудно объяснить, почему так происходит, но вот однажды от врачей услышала, что за такой диагноз родственники пациента могут подать в суд. Да, бывают тяжёлые случаи. Есть пациенты, с которыми долго приходится работать, подбирать лечение. Но тем не менее давно разработаны и успешно используются тесты, причём мирового уровня, которые применяются во всём мире на разных языках.
Они очень хорошо выявляют стадии деменции через количество набранных баллов. Даже у людей, не имеющих образования, можно выявить деменцию с высокой степенью вероятности. Во всяком случае, наличие теста – это уже обоснование для постановки диагноза и назначения антидементной терапии.
То есть в стране должно проходить массовое обучение на постоянной основе. Но, к сожалению, до сих пор единицы выписывают нужное лечение и ставят диагноз "деменция".
– Вы упоминали ранее, что для лечения деменции есть два препарата, которые можно бесплатно получить от государства. Расскажите, что это за препараты и как их можно получить? Каковы самые распространённые побочные действия от них?
– Да, бесплатные препараты предусмотрены, это донепезил и мемантин. Донепезил относится к группе ингибиторов холинэстеразы, это значит, что лекарство даёт мозгу вещество ацетилхолин, которое отвечает за память. Мемантин восстанавливает работу нервных клеток и назначается только на средней и тяжёлой стадии. У первого препарата частый побочный эффект – жидкий стул, но, в принципе, пожилые люди склонны к запору. И это лекарство, наоборот, им идёт на пользу.
Может быть слюнотечение, какая-то активация работы желудочно-кишечного тракта. Конечно, бывают и более редкие побочные эффекты, например головные боли, возбуждение, галлюцинации. Но состояние пациента, вернее переносимость лекарств пациентами, часто зависит от степени деменции. Чем тяжелее степень деменции, тем тяжелее переносится и лечение.
Например, если пациента привели на лёгкой стадии болезни Альцгеймера, то, естественно, и приём донепезила будет гораздо более лёгким, и результаты будут более заметными и стабильными. То есть если пациент пришёл и начал лечение с лёгкой стадии деменции, то мы можем стабилизировать такого пациента лет на пять.
У него будет заметно улучшение уже в течение первого месяца приёма препаратов. И в дальнейшем улучшение будет нарастать какое-то время, а дальше состояние пациента стабилизируется до пяти лет.
Мемантин обладает психостимулирующим активирующим действием, побочные эффекты идут в виде перевозбуждения, агрессии, суетливости, нарушений сна и галлюцинаций. Может такое быть. Опять же всё зависит от степени тяжести. Если пациента привели уже на тяжёлой стадии деменции, конечно, риск того, что он будет плохо переносить лечение, намного выше, чем у пациента на лёгкой стадии.
Поэтому нужно приводить к врачу пожилых людей как можно раньше. Если вы заметили, что ваш близкий стал чаще повторять одно и то же, теряет вещи, постоянно что-то ищет, ведите его к врачу, не тяните время.
Мы живём в XXI веке, когда поддерживающее лечение при деменциях существует и с помощью него мы можем контролировать состояние таких людей. А значит, не нужно терпеть и ждать непонятно чего. Зачем ухудшать качество жизни всей семьи? Если в семье появился человек с деменцией, вся семья будет от этого страдать.
– Правда ли, что полностью эту болезнь вылечить невозможно, а можно лишь замедлить процесс?
– Да, болезнь Альцгеймера и другие деменции считаются неизлечимыми. Но я всегда говорю: у нас очень много неизлечимых заболеваний. Артериальная гипертония – неизлечимое заболевание. Сахарный диабет, в принципе, тоже. Ревматоидный артрит, красная волчанка, рассеянный склероз, эпилепсия и так далее. У нас огромное количество разных заболеваний, которые относятся к неизлечимым. Но при большинстве этих заболеваний есть поддерживающее лечение. Точно так же, как и при эпилепсии, есть поддерживающее лечение и при деменции.
Неизлечимые – не значит, что мы не можем назначить поддерживающее лечение. Это не значит, что мы имеем право отказывать в лечении пожилым людям с деменцией. Мы назначаем антидементные препараты, чтобы улучшить качество жизни и пожилых людей, и их семей. В настоящее время новых лекарств разрабатывается достаточно много, больше 120 новых препаратов находятся на разных стадиях клинических испытаний. Вполне возможно, что в ближайшем времени мы получим ещё несколько лекарств к тому, что имеем, которые будут позволять улучшать качество жизни.
Но имейте в виду, что большинство из этих препаратов будут предназначены для пациентов на лёгкой стадии заболевания, так как они разрабатываются именно для этого состояния.
То есть пациентов со средней и тяжёлой стадией деменции мы будем лечить по-старому. А новые препараты будут предназначены именно для предупреждения развития тяжёлой стадии заболевания, чтобы как можно дольше сохранить интеллект, когнитивные функции и качество жизни пожилого человека.
Цель близких – поддержать
– Какие правила соблюдать в первую очередь вы рекомендуете тем, кто столкнулся с таким заболеванием у близких?
– Во-первых, нужно понимать, что если пожилой человек стал забывчивым, ему выставили диагноз "деменция", то не нужно пытаться этому человеку что-то доказывать, переубеждать и спорить с ним. Любые такие попытки приведут только к агрессии. Агрессия зачастую появляется из-за того, что люди вокруг не осознают, что у человека заболевание. Человек с деменцией уже недопонимает или вовсе не понимает того, что происходит вокруг. Он утрачивает смысл некоторых слов и понятий. Постепенно теряется лексикон. Он уже не может понимать длинные фразы. То есть с ним нужно разговаривать короткими фразами, для того чтобы ему было легче вас понимать.
Болезнь Альцгеймера, как и другие формы деменций, – это болезнь, которая постепенно уничтожает личность человека. Это уже не прежние папа и мама, которые были добрыми, отзывчивыми, всегда помогавшие вам. Теперь это люди, ушедшие в болезнь, которая продолжает уничтожать их личность, воспоминания и прошлое. Поэтому постарайтесь понять, что это заболевание, старайтесь быть спокойными, разговаривайте короткими фразами.
Даже если пожилой человек говорит что-то странное, у него галлюцинации или что-то мерещится, ваша цель – поддержать его и поменять тему разговора. Допустим, если пожилой человек говорит вам, что на диване сидят родственники, которых больше никто не видит, то вы говорите: "Да, сейчас мы их накормим, и они уйдут домой".
Бывает, что человек с деменцией спрашивает: "А где моя мама?" или интересуется родными, которые давно умерли. Не стоит говорить больному, что они умерли. Для человека с деменцией это как в первый раз. Для него это будет вновь пережитой трагедией, потому что он забыл о смерти родственника. То есть вам стоит поддакнуть: "Да, мама уехала в командировку, скоро приедет" – и опять поменять тему. Таким образом вы сохраняете спокойный эмоциональный фон, и человек не выдаст агрессию.
Если пациент зацепился эмоционально, то есть была вспышка раздражительности, возмущения, обиды или ещё чего-то, то этот момент может сохраниться, и постепенно агрессия может эмоционально увязаться с ухаживающим лицом, которое постоянно присутствует рядом, и в бред "включится" ухаживающий человек. То есть если пациент запомнил событие с тяжёлыми негативными эмоциями, то, к сожалению, эта эмоция будет постоянно воспроизводиться в похожих условиях. Эмоциональная память остаётся надолго даже у пациентов с тяжёлой степенью деменции. Ваше дело – сохранять спокойный эмоциональный фон, и желательно пробуждать при этом положительные эмоции. Например, через просмотр старых семейных фотографий, архивных видео, чтобы постоянно напоминать человеку о том, где он был, с кем виделся и как выглядел. И если вы эти видео или фотографии комментируете с положительными эмоциями, то и у пожилого человека эмоции тоже будут сохранны.
Это примерные и общие правила поведения и общения, которые должны знать и соблюдать семьи, где есть пожилые люди с деменцией. Конечно, существуют нюансы, связанные и с индивидуальными особенностями человека. Поэтому эти правила приходится корректировать и проговаривать с семей на приёме у специалистов в индивидуальном порядке.