Проект Строительного кодекса, который был внесен на рассмотрение Мажилиса около года назад, все еще оживленно обсуждается общественностью. Kazinform направил запрос в Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры, чтобы получить ответы на критические замечания, сделанные экспертами и депутатами Парламента.
По информации КазНИИСА, разработка проекта Строительного кодекса началась в сентябре 2022 года и продолжалась до декабря 2023 года. В состав рабочей группы были включены более 130 специалистов центра нормирования в строительстве КазНИИСА. Проект Кодекса был представлен на рассмотрение депутатов Мажилиса в феврале этого года. В ходе рассмотрения депутат Бакытжан Базарбек выступил с критикой норм документа. Он заявил, что в проекте нового Строительного кодекса учтены не все предложения и, в действительности, его нормы скопированы из действующего законодательства.
Представитель Института на это замечание отметил, что в проекте Кодекса увеличилось количество разделов, глав и статей.
- Действующий Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» состоит из 3 разделов, 13 глав и 103 статей, а проект Строительного кодекса, находящийся на рассмотрении Мажилиса Парламента, состоит из 8 разделов, 34 глав и 205 статей, — сказал руководитель отдела проектирования КазНИИСА Нурдаулет Егизеков.
По его словам, с учетом зарубежного опыта, в проекте Кодекса предусмотрены следующие новые формы регулирования:
- управление проектами в сфере строительства (использование форм договоров строительного подряда);
- специальное регулирование;
- меры по благоустройству;
- сертификация инженеров строительной отрасли;
- особенности архитектурно-строительного дизайна в сейсмических зонах;
- эксплуатация строительных объектов;
- снос объектов сложного строительства и отнесение объектов незавершенного строительства к объектам незавершенного сложного строительства;
- оцифровка и информационное обеспечение;
- научная деятельность в области архитектуры, градостроительства и строительства;
- саморегулирование в сфере архитектуры, градостроительной и строительной деятельности и т. д.
Следует отметить, что проект нового строительного Кодекса, кроме общественных активистов и депутатов, подвергся критике со стороны представителей Союза строителей Казахстана. Именно они 6 июня опубликовали петицию о возврате проекта Строительного кодекса на доработку в Министерство промышленности и строительства.
В качестве основных недостатков проекта нового Кодекса строители указали:
- отсутствие задач и принципов градостроительной деятельности, связанные с обеспечением комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, зонирования градостроительства и территориального планирования;
- нерешенность проблемы «точечной застройки» в городах и создание системы регулирования планового строительства населенных пунктов;
- то, что новый закон не обеспечивает равного учета экологических, экономических, социальных и других факторов в градостроительстве;
- отсутствие приоритетов правил проектирования транспортных, социальных, инженерных сооружений, сохранения исторического наследия, озеленения, экологической и сейсмической безопасности.
А также отметили, что ряд норм Кодекса способствуют тому, что государство становится монополистом на рынке оценки строительных проектов. Вопросы имеются и по цифровизации отрасли, саморегулируемым организациям, техническому заказчику.
- Союз строителей Казахстана считает целесообразным направить проект Строительного кодекса на доработку в уполномоченный орган — Министерство промышленности и строительства, потому что для этого есть все основания. Проект Кодекса не соответствует поручению Президента, начиная с названия и до условий демонополизации строительной отрасли. Союз готов оказать всю поддержку для усовершенствования проекта Кодекса. Новый Строительный кодекс должен быть направленным на определение прогрессивных и системных механизмов в сфере архитектуры и градостроительства, внедрение на законодательном уровне информационной системы, дающей возможность контролировать все этапы процесса строительства в онлайн-режиме, — сообщили в организации.
Однако в КазНИИСА ответили, что заново разрабатывать проекта Кодекса не собираются.
- Сейчас представители Института и Министерства промышленности и строительства совместно с депутатами Мажилиса в рамках рабочей группы активно занимаются дальнейшей доработкой проекта Кодекса. Вопрос о разработке проекта Кодекса заново не рассматривается, — говорит Нурдаулет Егизеков.
Представитель Института также прокомментировал мнение о том, что в Кодексе защищены не интересы народа, а интересы строительных компаний. По его словам, проект направлен на защиту интересов и населения, и государства, и представителей бизнеса.
- Принятием Кодекса планируется систематизировать, усовершенствовать и урегулировать очень обширный перечень ключевых вопросов для развития сферы архитектуры, градостроительства и строительства и выведения ее на качественно новый уровень. В конечном счете, это будет способствовать защите интересов и населения, и государства, и представителей бизнеса. Например, в новой редакции проекта Строительного кодекса предусматривается передача полномочий по аккредитации организаций, занимающихся автоматизацией выдачи разрешений в сфере строительства и управлением проектами, от местного исполнительного органа в центральный уполномоченный орган, — сказал он.