Секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу в интервью государственному телеканалу «Россия-24» заявил, что до украинского вторжения в Курскую область Киев предлагал Москве взаимно обязаться не наносить удары по объектам энергетики и ряду других категорий целей и Владимир Путин это предложение якобы принял, сообщает BBC.
В изложении Шойгу (цитата по «Интерфаксу»), это происходило так: «Турция нам предложила, сказала, вот от них [Украины] поступило такое предложение, давайте мы, обязуемся не наносить удары по объектам энергетики, не наносить удары по объектам атомной энергетики и не наносить удары по торговому гражданскому флоту в Черном море. Наш президент принял решение и сказал, да, давайте».
Шойгу утверждает, что через некоторое время Украина отказалась идти на эту договорённость, что Россию, по его словам, удивило.
Эта версия событий представляется российскими официальными лицами впервые и лишена независимого подтверждения.
О том, что стороны начинали обсуждать взаимный отказ от ударов по энергетической инфраструктуре (по украинским электростанциям и линиям электропередачи и по российским НПЗ и нефтебазам), писала Washington Post 17 августа. Об атомной энергетике и торговом флоте в той публикации не упоминалось.
Анонимные источники газеты утверждали, что в августе должны были начаться непрямые переговоры в Дохе при посредничестве Катара, однако после начала украинского наступления в Курской области (оно началось 6 августа) российская сторона «отложила» (о сроках не говорилось, но и не говорилось, что отменила окончательно) первую встречу в катарскими посредниками.
При этом уже 18 августа официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что «никаких прямых или непрямых переговоров между Россией и киевским режимом по безопасности гражданских объектов критической инфраструктуры не велось и не ведется».