Группа казахстанских экспертов, стоявших у истоков формирования финансового рынка и накопительной пенсионной системы в республике Григорий Марченко, Ораз Жандосов, Болат Жамишев, Кадыржан Дамитов, Анвар Сайденов, Елена Бахмутова разработали и направили на рассмотрение главе государства ряд предложений по повышению финансовой устойчивости и адекватности пенсионной системы Казахстана, сообщается на сайте ЕНПФ.
На состоявшемся 27 заседании Общественного совета при ЕНПФ об основных предложениях экспертной группы рассказал Болат Жамишев. Он отметил, что решение о выработке таких предложений было принято после изучения результатов международного рейтинга - Глобального пенсионного индекса Mercer CFA Institute Pension Index (MCGPI), в который пенсионная система Казахстана впервые была включена в 2023 году. В индекс MCGPI вошли и проанализированы пенсионные системы 47 стран, охватывающих около 64% населения мира.
Казахстан был достаточно высоко оценен по суб-индексу «Устойчивость» (7 место) и по суб-индексу «Целостность» (14 место), что базируется на построении в нашей стране устойчивой многоуровневой пенсионной системы, основанной на участии государства, работника и работодателя. При этом Казахстан получил относительно низкую оценку по суб-индексу «Адекватность» (38 место), что требует принятия системных мер по повышению доходов и пенсионных сбережений наших граждан.
Для дальнейшего совершенствования казахстанской пенсионной системы Институтом Mercer CFA были даны такие основные рекомендации, как увеличение минимального уровня поддержки наиболее бедных пожилых людей, стимулирование к повышению уровня пенсионных сбережений домохозяйствами, сокращение досрочного оттока пенсионных сбережений в период их накопления и инвестирования.
Кроме того, экспертами были изучены материалы международных организаций, которые были представлены зарубежными специалистами в сентябре 2023 года в Алматы на международном круглом столе высокого уровня «Перспективы развития обязательных накопительных и смешанных пенсионных систем», организованном ЕНПФ совместно с Международной ассоциацией социального обеспечения (ISSA).
На круглом столе были представлены доклады представителей Всемирного банка, Международной организации труда, ISSA, OECD, IOPS, FIAP, Mercer CFA, KPMG, Allianz, Amundi и др., а также выступления представителей ряда стран, в том числе Австралия, Германия, Дания, Израиль, Китай, Саудовская Аравия, Уругвай, Чили, Швейцария.
Исходя из международного опыта стран с передовыми пенсионными системами, эксперты предложили системные меры по обеспечению адекватности казахстанской пенсионной системы, в том числе:
- усилить государственный компонент многоуровневой пенсионной системы через укрепление базовой пенсии. Это особенно важно с учетом постепенного снижения величин солидарной пенсии у выходящих на пенсию граждан, которые имеют все меньше сформированного ими трудового стажа до 1998 года. При этом в целях недопущения обесценения стоимости государственных пенсий пенсионеров относительно трудовых доходов работающего населения предложено определить минимальную заработную плату (МЗП) как единый минимальный социальный показатель для прогнозирования и расчета всех пенсионных выплат в пенсионной системе. Такой подход соответствует международной практике построения устойчивой параметризации пенсионных выплат. Поэтапный переход на использование размера МЗП обеспечит более адекватные пенсии по сравнению с использованием размера прожиточного минимума. Учитывая, что Казахстан является социально-ориентированным государством, на фоне постепенного снижения солидарных пенсий необходимо стабилизировать и поддерживать расходы госбюджета на гос. пенсию не ниже 3% ВВП (что соответствует уровню 3-4% ВВП по таким странам ОЭСР, как Австралия, Мексика, Чили и др., где также функционирует накопительная пенсионная система) путем соразмерного повышения адекватности размеров базовой пенсии. В результате с ростом экономики и ВВП страны будет соответствующе расти уровень гос. пенсии (благосостояния пенсионеров) и сохраняться уровень гос. расходов на пенсионное обеспечение из бюджета;
- продолжить развитие накопительного компонента пенсионного обеспечения путем: а) повышения объемов накоплений на индивидуальных пенсионных счетах и обеспечения пожизненности пенсионных выплат из накопительной системы; б) стимулирования охвата и роста участия занятого населения в накопительной пенсионной системе (полноты и регулярности уплаты пенсионных взносов); в) повышения эффективности инвестиционного управления пенсионными активами, направленного на рост уровня реальной (т.е. превышающей инфляцию) доходности в долгосрочной перспективе.
Для этих целей предлагается введенные с 2024 года обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР), отчисления которых к 2028 году достигнут 5% от дохода работника, направить:
- в размере 4% - на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (по аналогии с 10% обязательными пенсионными взносами (ОПВ) самого работника) для обеспечения адекватности роста их индивидуальных сбережений (с учетом актуарных расчетов ОЭСР);
- в размере 1% - на счет гарантирования пожизненности выплат для финансирования пожизненных выплат из накопительной пенсионной системы в случае исчерпания получателем своих пенсионных накоплений.
Для повышения охвата накопительной пенсионной системой всех слоев занятого населения, включения в нее самозанятых, неформально занятых граждан, эксперты предлагают рассмотреть возможность государственного софинансирования обязательных пенсионных взносов физических лиц, не имеющих постоянного работодателя, но которые имеют трудовые доходы и регулярно (не менее 12 раз в год с дохода не менее 1 МЗП) самостоятельно делают пенсионные взносы. Как показывает международная практика, это способствует постепенному выходу «из тени» таких работников, прозрачности их доходов, росту налоговых поступлений. Участие в пенсионной системе также обеспечит формирование ими трудового стажа, используемого для расчета базовой пенсии, и пенсионных накоплений для накопительной пенсии.
Также сформирован ряд рекомендаций по повышению эффективности управления пенсионными активами для Национального Банка и управляющих инвестиционным портфелем (УИП) с учетом международной практики:
- возможность таргетирования доходности в долгосрочной перспективе (за исключением кризисных периодов) по внешним и внутренним пенсионным активам;
- поэтапное повышение доли валютного портфеля (с учетом международной практики и постепенного роста объема пенсионных активов);
- менее консервативное инвестиционное управление (в целях повышения доходности):
- по внешним активам – инвестиции в растущие активы;
- по внутренним активам – поэтапное снижение доли инвестиций в ГЦБ и ценные бумаги квазигоссектора и повышение инвестиций в экономику через надежные корпоративные ценные бумаги;
- введение мультипортфельного управления с правом самостоятельного выбора вкладчиками одного или нескольких портфелей с разными инвестиционными стратегиями от управляющих компаний (в целях развития конкурентного рынка управления и учета интересов вкладчиков).